Десять лет насчитывает творческая биография Нижинского, однако за это время он успел состояться как танцовщик, хореограф и реформатор.
Талант по наследству
Вацлав Нижинский родился в 1889 году в Киеве, его родители были артистами балета. В этот период семья активно гастролировала, и сценический дебют их сына состоялся, когда Вацлаву было всего 5 лет. Он исполнил гопак в антрепризе постановки Одесского театра.
Нижинским не везло: постоянной труппы не было, приходилось перебиваться случайными заработками. Вскоре отец ушел из семьи, и мать с тремя детьми уехала в Петербург.
Для Вацлава, чей танцевальный талант обнаружился еще в детстве, переезд стал трамплином. В 1898 году он поступил в Петербургское балетное училище. Семь лет спустя преподававший там хореограф Михаил Фокин ставил балет для выпускников «Ацис и Галатея». На роль фавна он пригласил Нижинского, и это противоречило правилам, потому что выпускником юноша еще не был. Так Нижинский в первый раз выступил на сцене Мариинки и собрал восторженные отзывы зрителей. Михаил Борисоглебский в «Материалах по истории русского балета» приводит такие воспоминания современников:
«Нижинский изумил всех: юному артисту едва 15 лет, и предстоит провести в школе еще два года. Тем более приятно видеть такие исключительные данные. Легкость и элевация, вместе с замечательно плавными и красивыми движениями — поразительны».
Окончив училище, танцовщик поступает в Мариинский театр, где быстро переходит в разряд премьеров. В течение ближайших лет его партнершами по сцене становились выдающиеся балерины эпохи — Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Анна Павлова. Нижинский исполняет партии в балетах Михаила Фокина «Павильон Армиды» (1907), «Египетские ночи» (1908), «Шопениана» (1908). В карьере Вацлава Нижинского все было безоблачно до 1911 года — пока его со скандалом не уволили из Мариинки.
Причиной для изгнания из театра стало возмущение императорской семьи, вызванное внешним видом артиста в постановке «Жизель». Его костюм посчитали слишком неприличным, хотя сегодня обтягивающее трико на исполнителе мужской партии никого не удивляет.
«Человек-птица» и смелый хореограф
После Мариинки в творческой жизни Нижинского начался новый этап. Еще в 1909 году артист с успехом участвовал в дягилевских «Русских сезонах». После увольнения из петербургского театра сотрудничество танцовщика с великим импресарио продолжилось. До 1913 года Вацлав Нижинский выходил на сцену в рамках «Русских сезонов», публика обожала его. Фирменным элементом танцовщика стали высокие и протяженные прыжки, благодаря чему артиста называли «человеком-птицей» и «царем воздуха».
На роли ведущего солиста Нижинский не остановился. Когда из труппы ушел Фокин, он занял позицию балетмейстера. Хореографическим дебютом для него стала постановка «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Клода Дебюсси. Затем Нижинский поставил для «Русских сезонов» балет «Весна священная» на музыку Стравинского — экспрессионистское произведение с самобытной пластикой и необычным ритмом. Результат работы с композитором Игорем Стравинским оказался неоднозначным: премьера прошла со скандалом, многие не поняли и не приняли спектакль. Стравинский впоследствии писал в мемуарах:
«До самого конца спектакля я оставался за кулисами рядом с Нижинским. Он стоял на стуле и исступленно кричал танцующим: «Шестнадцать, семнадцать, восемнадцать…» (у них был свой особый счет, чтобы отбивать такты). Бедные танцовщики, конечно, ничего не слышали из-за суматохи в зале и собственного топота. Я должен был держать Нижинского за платье: он был до того взбешен, что готов был ринуться на сцену и устроить скандал».
Неудачная премьера не сломила дух Нижинского-хореографа. Он смело экспериментировал в еще одной постановке — «Игры» на музыку Дебюсси. В этом бессюжетном балете, как и в двух предыдущих постановках, легко читался вызов существовавшим балетным канонам.
Ощутимая заслуга Вацлава Нижинского в балетной хореографии состоит не только в оригинальности и свежем взгляде. Особое внимание он уделял виртуозному мужскому танцу: очевидно, здесь балетмейстеру помогал взгляд гениального танцовщика.
Сложности и испытания
После «дягилевского» периода Нижинского стали преследовать трудности. Он попытался создать собственную антрепризу, в труппу вошли 17 человек. Репертуар, основанный на постановках Нижинского и Фокина, решили демонстрировать в лондонском театре «Палас». Однако успеха у публики эти спектакли не снискали.
В 1916 году танцовщик выходит на сцену в составе «Русского балета»: Дягилев пригласил его присоединиться к американским гастролям. Нижинский исполнил свои звездные партии в балетах «Петрушка» и «Видение розы» в «Метрополитен-опера».
Последней премьерой для Нижинского стала постановка «Тиль Уленшпигель», где он выступил хореографом и исполнил главную роль. Впервые балет увидели зрители театра «Манхэттен Опера» в том же 1916 году. К сожалению, и этот спектакль оказался провальным.
Год спустя Вацлав Нижинский в последний раз танцевал в балете «Видение розы». Еще спустя год написал книгу «Дневник Нижинского». А затем последовали почти 30 лет сценического забвения и личных сложностей: он долго лечился от шизофрении и умер в 1950 году в Лондоне.
Гениальная пластичность и актерская глубина
Нижинский покинул сцену и мир балета задолго до смерти. Но за несколько лет его блистательной карьеры талант танцовщика и хореографа успели высоко оценить зрители и профессионалы. Балетные критики называли его восьмым чудом света, зрители боготворили за способность к глубоким перевоплощениям. Экспрессионистская пластика стала отличительной чертой хореографии Нижинского: и в его собственном исполнении, и в авторских постановках.
Сара Бернар однажды сказала о Нижинском:
«Я вижу величайшего актера в мире».