Продолжим рассказ о боевой пути 150 танковой бригады и подвигах её бойцов и командиров во время наступления на город Елец 4 декабря 1941 года.
Советское командование задумало "срезать" образовавшийся в этом районе выступ немецких войск. Для этого было созданы две оперативные группы. Первая группа генерала Костенко Ф.Я. (по некоторым данным, состояла из 20 тыс, чел. 23 танка и 126 орудий) и вторая группа генерала Москаленко К.С. (по некоторым данным, 19 тыс. бойцов, 12 танков и 21 орудие).
Обращаю внимание уважаемых читателей, что автору приходилось сталкиваться с изложением версии описываемых ниже событий, из которой следовало, что СНАЧАЛА город Елец был сдан, а уже ПОТОМ у советского командования появилось желание его отбить. Как будет видно из текста этой заметки, такая версия действительности не соответствует.
Уважаемые читатели меня порой критикуют за отсутствие карт военных операций в публикациях, посвящённых таким операциям. Восполняю этот пробел и пуликую карту Елецкой операции, взятую из открытых источников. Обращаю внимание уважаемых читателей на дату, укаханные под названием операции. Как будет видно из дальнейшего описания событий эти даты также не совсем правильно "очерчивают" сроки проведения этой операции.
Итак, утром 3 декабря штаб Юго-Западного фронта своим приказом объединил 150-ю танковую бригаду, 55-ю кавалерийскую и 307-ю стрелковую дивизии в конно-механизированную группу 13-й армии во главе с генерал-майором Москаленко, которую до прибытия Москаленко и его заместителя полковника Кулиева должен был возглавить командир 150-й ТБр полковник Бахаров. Сформированной пока что лишь на бумаге группе Бахарова ставилась задача: «к исходу дня 3.12.41 занять исходный рубеж Плоское, Маслово, Пальма-Алексеевка, с 8.00 4.12.41 перейти в наступление в направлении Тросна, Дерновка, нанося удар по флангу и тылу противника» . 4 декабря в состав группы также была включена 132-я стрелковая дивизия.
В ночь на 4 декабря 150-я танковая бригада покинула ранее занимаемые ею населенные пункты и после ночного марша, по данным штаба 13-й армии, к 7.00 4 декабря в составе всего лишь одного (!) исправного танка вышла на исходные позиции для наступления в район деревни Соловьевка (ныне Соловьево, севернее г. Елец). 150-й мотострелковый батальон в заданный ему район деревни Пальна-Михайловка прибыл только к 13.00.
Впереди 150-й танковой бригады, в Слободке, к 6.00 4 декабря после ночного марша расположилась 55-я кавалерийская дивизия; левее бригады, в деревнях Большой Белевец и Рогатово, к 5.00 сосредоточились 1019-й и 1023-й стрелковые полки 307-й СД. К 7.00 оба полка перешли в район высоты 228,9, что западнее Рогатово, для последующего наступления в западном направлении. И 55-я кавалерийская, и 307-я стрелковая дивизии были весьма малочисленными и к 1 декабря насчитывали всего 1296 и 1478 человек личного состава соответственно. Сама 150-я танковая бригада к 5 декабря, по данным штаба Брянского фронта, насчитывала 36 танков (все в ремонте) и 1756 человек личного состава. Число 1756 человек будет в дальнейшем фигурировать во всех донесениях штабов Брянского и Юго-Западного фронтов о численности 150-й танковой бригады до самого конца Елецко-Ливенской наступательной операции, т.к. штабу 150-й ТБр, скорее всего, было некогда во время наступления подсчитывать численность своей части.
По воспоминаниям Москаленко, наступление его конно-механизированной группы началось уже в 8.00 4 декабря, то же самое говорится и в оперативной сводке штаба 13-й армии. Впрочем, противостоявшая группе Москаленко 134-я пехотная дивизия 4 декабря никаких атак с северо-восточного направления и никаких советских танков перед собой не фиксировала. Утром дивизия сама перешла в наступление с северо-запада на Елец, к полудню ее боевая группа Рейна (1-й и 2-й батальоны 439-го пехотного полка и 2-й батальон 445-го пехотного полка) ударом вдоль шоссе от Телегино ворвалась в западную часть Ельца и приступила к зачистке города от пехоты 148-й стрелковой дивизии.
Другая боевая группа во главе с полковником Кунце (3-й батальон 445-го пехотного полка и 3-й батальон 439-го пехотного полка) должна была ударить на Елец с севера. Перейдя речку Ельчик, она наткнулась в селе Пищулино на пехоту 307-й стрелковой дивизии и к полудню с боем выбила ее из Пищулино в соседнее Рогатово. Развивая успех, группа Кунце с ходу взяла и Рогатово, однако 307-я стрелковая дивизия немедленно перешла в контратаку, отбила Рогатово и в течение всего дальнейшего дня и ночи с востока и севера безуспешно атаковала оба немецких пехотных батальона в Пищулино, где те заняли круговую оборону в отрыве от главных сил 134-й пехотной дивизии. Всего советские войска к вечеру 4 декабря насчитали в районе Рогатово - Пищулино до батальона пехоты, 1 батарею артиллерии и несколько минометов. Были захвачены пленные из состава 445-го пехотного полка.
Наступления 55-й кавалерийской дивизии и 150-й танковой бригады 4 декабря, судя по всему, фактически так и не состоялось. Прибывший к вечеру 4 декабря в штаб подвижной группы в село Архангельское, генерал-майор Москаленко отчитался штабу фронта, что к этому времени войска группы практически никем не управлялись, никаких средств связи, кроме 1 рации, в штабе группы просто не было, да и сам штаб группы был весьма плохо укомплектован, начисто отсутствовало снабжение частей всем необходимым. «Это корекатура, а не штаб» - так выразился о своем штабе сам Москаленко.
К вечеру 4 декабря 55-я кавалерийская дивизия главными силами находилась на рубеже Маслово - Трегубовские Дворики (южнее Соловьевки), а передовыми частями вышла на рубеж Хрипуновка - Красное Утро (рубеж р. Ельчик), обнаружив перед собой в районе Плоское - Тростна - Становая до полутора батальона пехоты и 5 бронемашин противника. 150-я танковая бригада к этому же времени располагалась в тылу кавалеристов на рубеже Трегубово - Пальна-Михайловка. Позже в своих воспоминаниях Москаленко назвал численность бригады к этому времени в 12 исправных танков: 3 Т-34 и 9 Т-26.
В 20.00 4 декабря генерал-майор Москаленко приказал войскам своей подвижной группы перейти в общее наступление в 7.00 5 декабря. Слева с исходных позиций в Рогатово по маршруту Пищулино - Сазыкино - Александровка, обходя Елец с северо-запада, атаковала 307-я стрелковая дивизия. Справа с исходных позиций в районе леса в 2,5 км северо-восточнее Тросны атаковала 55-я кавалерийская дивизия, которая должна была пешей группой взять Тросну и этим обезопасить с правого фланга главные силы подвижной группы. С исходных позиций в районе Большого Белевца по маршруту Подхорошее - Хмеленец - Красный Поселок совместно с конной группой 55-й КД атаковала 150-я танковая бригада. После взятия Красного Поселка (юго-западный пригород г. Елец) к исходу дня 5 декабря бригада должна была сосредоточиться в северных пригородах Ельца - Александровка и Аргамач, а конная группа 55-й КД - в районе деревни Хмеленец.
Штаб 150-й ТБр принял решение выделить на поддержку конной группы 55-й КД не менее 4-х танков, а остальными танками поддерживать наступление мотострелкового батальона, который должен был при поддержке танков и зенитного дивизиона с исходного рубежа Пущилинские выселки - Большой Белевец наступать в 2-эшелонном построении через Хмеленец на Лавы (южнее г. Елец). Слева, из деревни Касимовка должна была вести разведку на Аргамач и Трубицино 150-я разведрота.
Наступление группы Москаленко началось в 8.00 5 декабря. На рассвете 307-я стрелковая дивизия атаковала и окружила в Пищулино оба батальона боевой группы Кунце, в это же время 55-я кавалерийская дивизия атаковала в селе Тросна скопившиеся там обозы боевых групп Кунце и Рейна. Большинство обозов отошло в соседнее Телегино, однако часть обозов транспортного взвода и 439-го пехотного полка с продовольствием и боеприпасами была захвачена кавалеристами. Со стороны 150-й танковой бригады в бою за Тросну участвовала зенитная батарея из 4-х 37-мм орудий во главе с командиром взвода старшим сержантом Александром Шиманским, которая уничтожила несколько пулеметных точек в районе церкви; об участии в бою остальных подразделений 150-й ТБр пока что ничего не известно.
Вот фрагменты наградного листа на старшего сержанта Шиманского. Первый абзац текста представления посвящён как раз бою батареи 5 декабря.
Конечно, 4 полуавтоматических зенитных пушки, стреляя "пачками" по 5 осколочно-трассирующих снарядов по пулеметным точкам и скоплению автоматчиков противника, могли навести "большого шороху" среди обороняющихся. Представляете себе, уважаемые читатели, какой психологический эффект оказывал результат попавшего в человеческое тело 37-мм снаряда на тех, кто видел этот самый результат?..
Александр Шиманский был награжден орденом Красной Звезды.
Продолжим рассказ о боевых действиях с участием танковой бригады.
Потратив почти все утро на зачистку Тросны и сбор трофеев, кавалеристы атаковали соседнее Телегино только ближе к полудню, однако к этому времени командир находившейся в селе 13-й роты пехотных орудий 445-го пехотного полка обер-лейтенант Шмид (Schmid) силами своей роты, тыловиков 439-го и 445-го пехотных полков (около 300 солдат) и взвода армейских зенитных орудий уже успел организовать оборону Телегино. После нескольких безуспешных атак Телегино кавалеристы заняли оборону вблизи этого села и подвергли Телегино обстрелу из орудий ПТО и минометов.
Пока кавалеристы вели безуспешный бой за Телегино, 150-я танковая бригада, по советским данным, главными силами атаковала и с боем взяла соседнюю деревню Подхорошее, выбив оттуда противника силою до роты пехоты, после чего медленно двинулась на юго-восток, на Хмеленец. Всего в наступлении принимало участие 6 или 7 танков 150-й ТБр. Впрочем, в журнале боевых действий 134-й ПД вермахта совершенно не упоминаются какие-либо боевые действия в деревне Подхорошее и нет ни слова о появлении 5 декабря севернее Ельца советских танков.
Воспользовавшись крайне медленным продвижением подвижной группы Москаленко, штаб 134-й ПД утром 5 декабря перебросил в Пищулино из своего резерва 1-й батальон 445-го пехотного полка, тем самым усилив боевую группу Кунце. В 19.00 в Телегино из Ельца прибыл 2-й батальон 445-го пехотного полка, организовав более плотную оборону против кавалерии. Вечером после зачистки южной части Ельца в распоряжение штаба 134-й пехотной дивизии в Хмеленец также подтянулся 1-й батальон 439-го пехотного полка, после чего 134-я пехотная дивизия сосредоточила против подвижной группы Москаленко 5 своих пехотных батальонов
Из приведенного описания боевых действий легко можно сделать вывод, что на самом деле наступление группы Москваленко началось под Ельцом "официально" ещё 4-го декабря, а фактически - 5-го декабря 1941 года. Начиналось наступление не просто, наступающие советские части были ослаблены предыдущими оборонительными боями и начали наступление на противника, который фактически тоже еще продолжал наступление. С другой стороны, части противника тоже уже были порядочно измотаны предыдущими наступательными боями...
Фактографический материал, использованный в этой заметке, был взят из публикации Максима Бакунина "150-я танковая бригада. Первые 1,5 года на фронте".
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех читателей с праздником Великой Победы!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.