Статья получилась во многом ситуативной, в ответ на комментарий одного из уважаемых читателей блога. Речь идёт о не афишируемых скидках крупнейшего застройщика России – ПИК. Я подумал, а готовы ли вообще наши застройщики работать в условиях падения спроса?
Не уверен!
Только вчера я написал заметку Скидки пошли – лёд тронулся. Рынок продавцов жилья трещит по швам.
Как сегодня, прямо в тему, приходит информация от читателя блога, с которым я виду постоянную и очень полезную для меня переписку.
Вот эта информация.
У ПИКа начались скидки большие залповые в отдельных проектах. Причём эти скидки не афишируются, и не ловятся ботами типа Подешевело МСК - нужно вручную находить. В нескольких проектах скидки составили позавчера на квартиры больших метражей от 2 до 6! млн. руб. Давно такого не было. Один из примеров резкого удешевления - Кольская от ПИКа.
Прочитал я это, и вдруг подумал, а насколько наши застройщики, привыкшие, за последний год к тому, что покупатели идут к ним на поклон, и скупают весь неликвид, готовы к изменениям.
Как они будут выстраивать взаимоотношения с покупателями в условиях падения спроса.
Не наломают ли здесь дров?
И что получим с этого мы.?
Я решил написать по этому поводу заметку.
В тексте, практически, нет цифр.
В основном, только размышления. Может они покажутся кому-то заслуживающими внимания.
Итак.
Застройщики разучились работать на падающем рынке. Ближайшие месяцы покажут, сохранились ли эти навыки у них.
Но в эти месяцы возможны интересные метаморфозы.
Вот, например, приведённая выше информация по ПИК. Застройщик №1 в России. Выручка за первое полугодие увеличилась чуть ли не в двое, по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Прибыль возросла на десятки процентов.
И при этом, как только появилась информация о скидках, ПИК тут как тут. Впереди планеты всей. Бежит, задрав штаны.
Где степенность?
ПИКу не пристала такая прыть. С его то показателями, он мог бы не торопиться. Скидками пусть развлекается всякая мелочёвка.
А раз этого не происходит, у меня возникает подозрение, что такая торопливость крупнейшего застройщика, может только усугубить ситуацию на рынке. Причём не только для него, но и для всех остальных застройщиков, тоже.
Потому что, суетясь (а как можно воспринимать такую торопыжность), этот огромный участник рынка топит рынок еще сильнее.
Что мы наблюдаем последние пару месяцев.
Я уже публиковал эти данные, но просто они хорошо ложатся в новое видение ситуации на рынке, поэтому повторюсь.
У людей меняются приоритеты: если ранее они несли деньги на рынок недвижимости, то с ростом ставок по вкладам, они понесли их снова в банки.
В мае и июне, произошёл скачок сумм средств на рублёвых вкладах населения на 3% и 3,3%, соответственно (по данным ЦБ РФ).
На рынке новостроек нарастает конкурентное давление со стороны инвесторов, которые стараются зафиксировать прибыль и выйти из игры, Число переуступок с начала года уже выросло в 2 раза.
Застройщики снижают цены на 3-6% (см. Скидки пошли – лёд тронулся. Рынок продавцов жилья трещит по швам.), и плывут по течению, воспринимая колебания спроса, как погодное явление. Мол, что мы можем сделать?
Думаете такая страусиная позиция останется без последствий?
Как бы не так.
Чем, прежде всего, опасен кризис спроса для застройщиков?
Как только кривая пошла вниз, и темпы продаж снизились на 30-40% (помните показатели начала июля. По ипотечникам - падение на 40%, по вторичке на 35%.
(см.
* «Коза» застройщикам и банкирам. А нам? Отмена льготной ипотеки. Первые итоги.
* В набат? Параллельными курсами. Падение продаж на вторичном рынке жилья на 35%.),
мы сразу увидели парад скидок на уровне 10-15-20%
(см.
Мощные, но кратковременные скидки на рынке новостроек Москвы. Карнавал начинается!).
Сбрасывают практически на все – на 2-х, 3-х комнатные квартиры, на машино-места и т.д.
Вроде. небольшая беда. Недвижимость быстрее найдёт покупателя. Так принято размышлять. Однако подобные мысли хороши на подъёме. Когда спрос падает, массированные скидки лишь усугубляют ситуацию.
Во-первых, массовые акции в сознании покупателя быстро превращаются в некое подобие белого шума.
Все рекламные сообщения сливаются в один однообразный поток и перестают влиять на принятие решения. Единственное, что начинает осознавать потенциальный покупатель: надо еще подождать и во всем разобраться. То есть у него исчезает стимул к оперативной сделке.
Во-вторых, время принятия решения, даже у готовых к покупке людей, увеличивается. А застройщики начинают боятся убирать информацию о скидках из информационного поля в страхе, что не смогут «додавить» потенциальных покупателей своего жилья.
Таким образом, акции только усугубляют ситуацию, помогая рынку просесть еще больше.
Повсеместные распродажи, распродажи топовыми застройщиками (помните, с чего я начал. С информации о распродажах крупнейшего застройщика России), настраивают покупателей на более длительное ожидание. «Раз дела так плохи, значит через пару-тройку месяцев снизят еще. Куда они денутся? Подожду».
Для того, чтобы не отстать от остальных, и не потерять деньги на сжимающемся рынке, застройщики, подключившиеся к процессу позже остальных, должны будут предлагать какие-то «фишки», которые будут выделять их в общем ряду бесконечных скидочных программ у других застройщиков.
Участвуя в прямой конкуренции с коллегами, выделяться, например, предлагая скидку «за скорость принятия решения».
Но на падающем рынке любой покупатель, на подобные предложения, будет смотреть с ухмылкой, а то и с презрением.
Дескать: «Вот ты как запел. Значит без моих денег ты обойтись точно не можешь.
А подожду ка я еще. Глядишь, еще что лучшее мне предложишь. Ты явно во мне нуждаешься больше, чем я в тебе».
На падающем рынке скидки, предлагаемые застройщиками, ухудшают для них ситуацию, потому что в конкурентной борьбе скидок, выиграет тот, кто предложит большую, а потом снова большую, и еще раз большую. Игроки рынка начинают соревноваться друг с другом в размере скидок.
Возникает бессмысленное, по итоговому результату для застройщиков, соревнование, которое психологически давит на покупателей в решении отложить покупку до новых, еще больших скидок.
Это воронка.
И она будет продолжаться до тех пор, пока рынок спроса и предложения не сбалансируются.
С учётом того, что именно сейчас застройщики выводят на рынок рекордное количество объектов, и с учётом обычного строительного цикла, такая катавасия, начавшись, будет продолжаться не менее двух с половиной - трех лет.
Пережить переходный период без серьёзных убытков, смогут немногие из застройщиков.
Вот в такое интересное время мы живём. И вот, на какие мысли, навела меня информация о ПИКе.
А вы как считаете. Прав я, или нет?
P.S. Ах да, чуть не забыл. А нам то, что до этого?
По-моему, все понятно. Мы получим дешёвое жилье!
✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅
📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩
Ваши реплики в других статьях блога*
Обалдеть... за статью 10 из 10. Супер!
Статья: Московские «инвесторы», разогнавшие спрос и цену на квартиры в новостройках. Кто они?
Уважаемые Дамы и Господа! Аттракцион невиданной жадности закончен, проходите на аттракцион вынужденной щедрости!
Статья: Скидки пошли – лёд тронулся. Рынок продавцов жилья трещит по швам.
Пока действует льготная ипотеке квартиры по уступке прав требования не пользуются спросом, и застройщик проигрывает в продажах по отношению к своим конкурентам. Квартиры по уступкам от подставных людей застройщика — это следствие того, что еще в 2019 году, для того чтобы обойти строительство по эскроу застройщикам пришлось списать все квартиры, т.к. готовность объекта не соответствовала требуемой. Только тогда никто не планировал коронавируса и введение субсидированной ипотеки. В результате, кто списал все квартиры в доме на своих людей оказался в пролёте. Сейчас застройщикам приходится даже расторгать старые договора и возвращать их под ДДУ, но это ведёт к лишним затратам в виде повторного страхового отчисления с этих квартир в специальные фонды, введённые до вступления эскроу-счетов.
Ближе к зиме посмотрим, наш замечательный министр в правительстве, который лоббирует интересы застройщиков не даст снизится м2
Статья: Коллективный портрет покупателя квартир в новостройках.
Да ужжж, про топ-менеджеров чётко подмечено. Хватает бабла только на машины без крыши, на зиму приходится в тёплые края улетать. Вместе с машиной.
Статья: Время для застройщиков было тяжёлое. Жили бедно. Хлеба на всех не хватало.
//разумные и так знают, что смотреть нужно дальше своего носа, своей семьи, своих знакомых, друзей и сослуживцев.
Если ты даже живёшь в куполе из счастливых обстоятельств удачно сложившейся жизни у тебя и твоего окружения, это не означает, что весь многоквартирный дом, где ты хочешь приобрести квартиру, раскупят члены твоей семьи, твои удачливые родственники, а также преуспевающие друзья и знакомые, у которых по жизни все зашибись// Как Вы тут исчерпывающе описали меня :-)
Статья: Недвижимость. «Квадратный» рубль и его девальвация.
📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩
(* Прим. Предлагаю площадку блога, как платформу для всех желающих, которым есть что сказать по теме взаимоотношений дольщиков и застройщиков, а также вообще, о ситуации на рынке первичного жилья.
Любой текст будет оформлен в виде статьи (заметки) и выложен от вашего имени в блоге ЖКфобия со ссылкой на ваш блог, сайт, канал, чат и пр.).
ЭПИЛОГ. НАСТРОЕНИЕ*
ПЕСНЬ ГОНДОЛЬЕРА
живопись, масло, 100x120 см
Владимир Гусев
Другие заметки на эту тему:
* Скидки пошли – лёд тронулся. Рынок продавцов жилья трещит по швам.
* Коллективный портрет покупателя квартир в новостройках.
* Повторит ли рынок новостроек судьбу «Титаника»?
* Ипотечный рынок России. Рванёт не по-детски.
* Новостройки Москвы. Цены на пороге снижения? А есть варианты?
* Мощные, но кратковременные скидки на рынке новостроек Москвы. Карнавал начинается?
* В набат? Параллельными курсами. Падение продаж на вторичном рынке жилья на 35%.
* «Коза» застройщикам и банкирам. А нам? Отмена льготной ипотеки. Первые итоги.
* Объелись? Квартиры уже не нужны? Ну, значит жди снижения цен в новостройках.
* "Пузырь на рынке жилья». Сказано не мной. Центральным банком. Куда уж круче.
* Любопытное заявление застройщика. Частный инвестор уходит с рынка? Что нам от этого ждать.
* Плохая новость для застройщиков. Все ждут снижения цен. Можно ли плевать против ветра?
* Спор: "Цены на жилье упадут" VS "Не говорите чушь, этого не будет". Итоги.
👍Ставьте лайки, и подписывайтесь на канал!✅
🔴 Хотите выяснить информацию по вашему ЖК, или по любому другому ЖК? Напишите мне на электронную почту 🖍📝E- mail: shortnotice@yandex.ru , или в мессенджер Яндекс Дзен.
Я,