Я пришёл к такому выводу, просматривая публикации в сети на тему школы и комментарии к ним.
Школа сегодня не справляется со своими задачами, и в статьях на тему образования, как правило, приводятся всё новые подтверждения тому, как в школе стало плохо. Часто добавляются порицания функционеров, которые ничего с этим не делают или действуют бестолково, иногда - собственные предложения авторов по спасению школы.
Последние наиболее интересны. Потому что здесь мыслезаключения тех, кто непосредственно связан со школой, владеет ситуацией не понаслышке и может предложить действительно работающее решение. Это важно в то время, когда педагогическая наука в лице академиков Российской академии образования и московской профессуры в ответ на проблемы школы «разводит руками» (не забывая, однако, при этом надувать щёки), а идеи тех, кто руководит школой «на расстоянии», все последние тридцать лет, очевидно, только вредят школе. Уж не помогают – точно, потому что далеки не только от педагогики, но часто и от здравого смысла.
В ситуации, когда педагогическая наука и профильное министерство не в состоянии действовать результативно (очень напоминает ситуацию в отечественном футболе, чётко обозначенную последним ЧЕ), практикующие педагоги – единственные, кто могли бы выработать настоящее решение школьных проблем. Министр Кравцов, похоже, осознавая это, объявил в мае сбор предложений, в том числе от учителей, по улучшению системы образования. Остаётся надеяться, что министру педагоги напишут что-то дельное, ибо то, что предлагается ими в сети, нам явно не поможет. Из наиболее популярных пожеланий педагогов:
дайте нормальную зарплату и не мешайте работать;
верните советскую школу;
разрешите ставить двойки и оставлять на второй год;
родители должны заставить своих детей учиться.
Почему это не спасёт?
Про зарплату спорить не стану, она должна быть достойной вложенного труда, соответствовать уровню цен и обеспечивать нормальное воспроизводство работника. Но зарплата - это к вопросу о бедности учителя. Предположим, мы победили бедность, и каждый педагог в глубинке получает за одну ставку от 60 тысяч рублей на руки. Мы спасли учителя, но не школу. В школе-то ничего не поменялось.
Возвращение советской школы с её двойками и второгодниками тоже не решит школьных проблем. Хотя бы потому, что в советской школе эти проблемы были, и она с ними ещё тогда, в тепличных условиях не справлялась.
Взваливание обучения детей на их родителей равнозначно признанию учителем собственной некомпетентности, с одной стороны, а с другой – родители решают свою проблему бедности и просто не в состоянии посвятить себя полностью детям. Школа и замышлялась изначально, в том числе, для того, чтобы родители малолеток имели возможность заниматься производительным трудом и зарабатывать на жизнь.
Единственное, что можно принять за действенное предложение от учителей по оздоровлению школы – «не мешайте работать». Вкупе с достойной зарплатой это, казалось бы, может сработать.
Предположим, государство выплачивает школьному учителю оговоренную выше зарплату и гарантирует полное невмешательство: школа сама определяет, что и как ей делать, где участвовать. Но, надо понимать, что за это школа должна выдать стопроцентную замотивированность и успешность КАЖДОГО учащегося, без отсылок к его способностям и без кивания на родителей. Готова ли школа к этому? Мне думается, что нет.
И ещё
В прошлом максимального (но не стопроцентного) успеха в классе достигали лишь педагоги-новаторы. Вместо того, чтобы внимательно пересмотреть, адаптировать и применить их опыт, сегодняшние учителя, не достигающие успехов и с половиной класса, дошли до того, что начали открыто называть признанных педагогов-новаторов первопричиной своих сегодняшних проблем в школе («Педагогические эксперименты 70-90-х "убили" образование в 21 веке»). Ну, это уже совсем дно. После такого ждать от учителей разумного предложения по спасению школы не стоит.
Подытожим.
Приличная зарплата способна побудить многих педагогов работать с большей отдачей. В отсутствие вмешательства в работу школы некомпетентных менеджеров это допускает некоторый прогресс, но не позволит учителю замотивировать ВЕСЬ класс и обеспечить успешность КАЖДОГО школьника. Потому что действующая система образования не допускает такой возможности. А замену этой системе или её усовершенствование никто не предлагает – ни Министерство просвещения, ни учёные-педагоги, ни сами учителя. А если так, то
школа никогда не станет лучше…
Нет согласия - возрази. Есть предложения - напиши. Нет предложений - загляни на канал. Это многоточие - для тебя.