Часто бывает так, что успех в бизнесе приходит внезапно. Заказы начинают множиться, офис быстро растет, спонтанно возникают новые процессы и правила, рынок ежедневно требует оперативной реакции от молодой компании. Нужно своевременно отрабатывать и закрывать ключевые запросы бизнеса, его основные жизненные функции, где уж тут следить за системностью построения ИТ-структуры и обслуживающего ее персонала. В итоге, информационно-техническая часть компании зачастую выглядит по принципу «как умели, так и строили».
Нередко владельцы бизнеса и ТОП-менеджмент, после того как схлынет волна бурного роста и настанет размеренная зрелая жизнь компании, начинают задумываться об оптимизации затрат на ИТ-структуру, эффективности ее использования, стабильности и производительности. И тут оказывается, что ИТ-структура представляет собой серьезно запутанный клубок из оборудования, программного обеспечения, функциональных должностей и ролей персонала, в котором совершенно не прослеживаются четкие процессы и конкретное предназначение того либо иного участка, не говоря уже об экономической эффективности и надежности работы.
И тогда начинается свободное творчество, зависящее от характера и энергии руководителей. Кто-то наспех обложится книжками и начинает разбираться самостоятельно в организационных ИТ-вопросах. Кто-то доверяет сомнительным рекомендациям знакомых и коллег, бросаясь от одной стратегии в другую. Кто-то по-чапаевски «рубит» всю структуру напрочь, пытаясь взамен построить очередной клон азиатской либо западной модели управления ИТ. Во всех вариантах схожесть только в одном - от них реально страдает бизнес. Возникает справедливый вопрос - как же быть, как правильно поступить?
Мы выделяем ключевые подходы к процессу оптимизации и реструктуризации ИТ-системы:
- Осознанность. Вначале требуется занять осознанную и взвешенную позицию в духе «все изменения проводятся плавно, итерационно, с обратной связью и с минимальным влиянием на рабочие процессы». Кстати, это один из принципов всемирно известной системы управления ИТ-услугами ITIL v4. Можно даже прописать это ключевое правило в стратегии компании, чтобы весь руководящий состав придерживался единого курса в дальнейшем.
- Ясность. Затем нужно сформировать бизнес-языком внятную четкую стратегию реорганизации и развития ИТ-структуры. Что в итоге хочется увидеть, в какой форме, как оно должно работать, какие результаты давать и на какие сферы деятельности компании влиять. Возьмем, к примеру, сервис хранения и обмена электронными документами (файл-сервер). Ключевыми требованиями могут быть:Доступность (время простоя не более ..)
Скорость работы с документами
Безопасность и разграничение доступа
Архивирование информации с периодом хранения - Оптимальность. Далее следует пересмотреть имеющиеся ИТ-процедуры и соотнести их с бизнес-процессами, которые они обслуживают. Оценить целесообразность, эффективность, выгоду этих ИТ-процедур и бизнес-процессов. Возможно, некоторые объединить, переформатировать, упразднить. Это второй ключевой принцип ITIL v4 «Перед автоматизацией - вначале оптимизируй».
- Управление рисками. Оптимизируя структуру, важнее всего не навредить существующим бизнес-процессам. Чтобы успешно внедрять план по изменениям, требуется четко осознавать, какие из ИТ-узлов более критичны для бизнеса, а какие - нет. Ведь отказ одного компонента может привести к неработоспособности всего сервиса.
Читайте подробнее в нашей статье: https://efsol.ru/articles/it-structure.html