Найти тему
Живопись

Художник Поль Сезанн: бесконечный космос бытия

Великий живописец Клод Моне обожал картины Поля Сезанна. Примерно так же сильно, как и боялся их. Любуясь этими полотнами (коих в его коллекции было четырнадцать штук), он неизменно обретал душевное равновесие и приток свежих сил. Зато в моменты рефлексии (а надо заметить, что скромный и неуверенный в себе Моне страдал её приступами на постоянной основе) он тщательно занавешивал эти полотна, страшась сравнивать своё творчество с произведениями Сезанна, которого почитал (цитата:) «великаном» живописи.

Собственно говоря, в этой истории нет ничего удивительного. Ведь противоположности всегда притягиваются. А в мире французского импрессионизма (и постимпрессионизма) конца XIX-начала ХХ столетия трудно найти более противоположные концепции, чем те, что исповедовали Моне и Сезанн.

Картины Моне «охотятся» за прекрасными мгновениями жизни, как ребёнок за стремительной и яркой бабочкой, летящей по совершенно непредсказуемой траектории. В них — вся полнота жизни, вся объёмная многогранность доступных разуму впечатлений, «упакованная» в одну- единственную долю секунды бытия. Это «ядерная реакция», которую запускает «столкновение» насыщенных живописными деталями работ с эстетическим восприятием зрителя. Неуёмная и бескомпромиссная энергетика импрессионизма, достигающая критической массы эмоций и вырывающаяся за пределы холста.

А вот у Сезанна всё иначе.

Даже если его картина богата на детали, её главный герой — само живописное пространство. Даже если герои, объекты и явления полны динамики и цвета — его миры неизменны, предопределённые и внутренне холодны. Сезанн не ловит момент, нет. Вместо этого он его останавливает, лишает самостоятельного смысла, констатирует как одно из бесконечного ряда таких же суетливых, но пустых мгновений. Творчество Сезанна — словно бесконечный космос бытия, где даже время не властно что-либо изменить.

Продолжая начатое Ренуаром, Сезанн ищет красоту и смысл не в том, что переменчиво, а в том, что неизменно. Отринув весь предыдущий опыт европейской живописи, четыре века подряд воспевавшей движение и жаждавшей перемен, он попросту отказался «размениваться» на впечатление от доли секунды, посвятив своё творчество Вечности.

Поль Сезанн, «Пикник на берегу реки», 1983,холст, масло, Художественная галерея Йельского университета, США
Поль Сезанн, «Пикник на берегу реки», 1983,холст, масло, Художественная галерея Йельского университета, США

Смотрите, дорогой читатель: люди на полотне заняты своими делами. Точно так же, как ими заняты ветер и облака, кроны деревьев и тёмные воды реки. Все эти экзистенции различны по своей природе, но движутся в общем неспешном темпе. Их нахождение в нашем поле зрения в данный миг — чистая случайность. А вот законы, по которым они существуют, существовали и продолжат существовать — предопределённая Судьбою данность.

Картина превосходно иллюстрирует стиль Сезанна. Художнику важна длительность события, важна сложность и непознаваемость мира, а не сиюминутная импрессия. Гармония равновесия, а не набор случайных элементов, стремящихся её нарушить.

Пожалуй, именно поэтому неподражаемый Клод Моне так трепетал перед лицом произведений (уверенного в своей творческой непогрешимости) Сезанна. Точно так же учащается сердцебиение любого романтика, которому впервые в жизни довелось увидеть перед собою бескрайний и равнодушный, но от этого лишь ещё более прекрасный простор океана... В случае Моне таким океаном было само Время, застывшее на картине «Пикник на берегу реки».

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!