Достаточно часто роль жертвы формируется ещё в детстве. Родители сами находятся в манипулятивных / абьюзивных отношениях и не могут адекватно воспитать ребёнка. В этом случае роль жертвы очень глубоко проникает в личность и, фактически, становится ее основой.
Для того, чтобы разорвать этот круг и не допустить такого же сценария у своих детей, важно понимать, как это происходит.
Усвоение дисфункциональных паттернов, которые в последующем будут влиять на жизнь человека, проходит в шесть этапов.
На первом этапе ребенок вербально и не вербально живет в установках «Не говори - не доверяй - не чувствуй». Ребенку показывают, что внешний мир опасен и призывают не доверять ему, где обесцениваются его чувства, они не признаются важными. В итоге он усваивает, что ему нельзя говорить, доверять и чувствовать. Стремясь выжить в этой семье, стать ее частью, ребенок принимает копинг-стратегии, принятые в семье, усваивает механизм поведения как свой.
На втором этапе вышеописанные копинг-механизмы прочно внедряются в психику ребенка.
На третьем этапе усвоенные в семье способы поведения формируют характер ребенка, который проявляется уже не только в общении с членами семьи, но и с другими людьми.
На четвертом этапе ребенок также нуждается в чувстве принадлежности к своей семье, но уже практикует свою роль в общении с другими людьми. Отношения с другими людьми становятся все более дисфункциональными. То есть, чем больше ребенок ведет себя по дисфункциональному типу, тем сильнее чувствует единство со своей семьей.
!!На пятом этапе уже выросший рЕбенок начинает строить серьезные отношения, заводит свою семью, но отношения в ней строит по той же дисфункциональной схеме, устроенной в детстве.
На шестом этапе человек в своей семье воссоздает отношения, которые бы давали ему чувство единения, близости. А такие ощущения могут произвести отношения, усвоенные в детстве. И поэтому его новая семья живет по принципу «Не говори - не доверяй - не чувствуй».