Найти тему
Романтика окраин

Январский мост Бачелиса и немного Троице-Лыково

Приветствую вас, друзья!

Как вы, наверное, заметили, в столицу вновь вернулась летняя жара, хотя, лично я не кляну по этому поводу судьбу. Оставшиеся полтора месяца лета пролетят незаметно и снова будет 7 месяцев холодрыги. Но, тем не менее, поскольку жара имеет место быть, я решил сегодня с целью хотя бы морального охлаждения вернутся самому и вернуть вас в середину января, когда на улице было около -20 и стояла чудесная солнечная морозная погода.

В тот чудный день, несмотря на холод (да, зиму я тоже принимаю такой какая она есть), я решил осуществить свой давний план и поснимать со льда расположенный на Рижском направлении МЖД мост Бачелиса над каналом имени Москвы. Я уже пару лет хотел это сделать, но нормальных морозов не было и гулять по льду было, мягко говоря, не очень безопасно, а тут звёзды наконец сошлись, прыгнул я в машину и поехал на Авиационную улицу, где у ЖК "Алые Паруса" расположен т.н. народный парк «Щукинская набережная».

1. Парк расположен прямо у устья канала имени Москвы. Конечно, сама система каналов и шлюзов продолжается дальше на юг, но волжская вода встречается с Москва-рекой именно здесь, у шлюза № 8.

2. Пешеходный зимник к полуострову, входящему в природно-исторический парк «Москворецкий». Здесь также расположено историческое устье реки Химки (примерно за углом).

-2

3. Автомобильно-трамвайный Строгинский мост. Сооружён из предварительно напряжённого железобетона, соединяет районы Щукино и Строгино. Авторы проекта — инженер А. Б. Друганова и Б. А. Горожанин. Автомобильное движение открыто по одной половине 25 декабря 1980 года. Полностью введён в эксплуатацию 5 ноября 1981 года, трамваи 21-го маршрута пошли 6 ноября 1981 года, трамваи 10-го маршрута —10 сентября 1982 года.

К 1990-м гг. мост сильно провис, в связи с чем в 1998–1999 гг. была проведена масштабная реконструкция. Здесь впервые в Москве была применена укладка трамвайных рельсов по бесшумной технологии. Сейчас вновь реконструируется. Вдали виднеются дома по набережной Новикова-Прибоя.

-3

4. Нижняя голова шлюза № 8 канала имени Москвы, а над ним гордо возвышается громадина моста Бачелиса (он же мост № 424). Множество раз я снимал этот мост сверху, пил там пиво и вино под гул проносящихся сотен поездов, а вот снизу довелось впервые. Нежно его люблю, он уютный, а главное - не охраняемый. И покуда здесь для МЦД-2 не возвели второй параллельный мост - буду и дальше им любоваться.

Мост сооружён в 1936 году в рамках строительства канала по проекту А. С. Бачелиса. Работы на 30-метровой высоте ве­лись и днём и ночью, они были закончены за один год — в срок, исключительно короткий даже по нынешним темпам. Этот железнодорожный мост — наиболее интересный по кон­струкции из всех, построенных над каналом Москва–Волга (ныне канал имени Москвы). Он представляет собой трёхшарнирную арку со 120-метровым про­лётом, превышавшим длину пролётов всех железнодорожных мостов в Советском Союзе и уступавшим лишь 172-метровому мосту через реку Эсла в Испании.

В 1930-х годах мост являлся после­дним словом инженерной техники мирового мостостроения бла­годаря оригинальности его конструкции и применённому в про­екте чрезвычайно высокому «коэффициенту смелости». Величина «коэффициента смелости» определяется соотно­шением пологости свода арочного сооружения и длины его пролёта: чем положе кривая арки, тем больше механическое напряжение, воспринимаемое устоями распор. Для крупнейших мостовых сооружений того времени это соотношение составляло от 1:2,4 до 1:4,8. Длина арочного пролёта моста Рижской (тогда - Калининской) желез­ной дороги превышает его пологость в 5,86 раза — он стал пер­вым в мире по «коэффициенту смелости».

Устои моста опираются на 1984 деревянных свай. Вечером 4 августа 1936 года ровно в 20:05 открылось пассажирское движение через мост № 424, а строители приступили к разборке старого железнодорожного хода. Создание такого сооружения потребовало от работы проектировщика и строите­лей чрезвычайной технической тщательности и чёткости. Со­вершенно необычна и конструкция моста, установленного на относительно мягком и зыбком грунте с помощью мощных бетонных опор, установленных на деревянных сваях.

С обеих сторон моста устроены лестницы для пешеходов, позволяющие подняться на мост и спуститься с него. Также на самом мосту есть карманы безопасности. При проходе поезда достаточно зайти в карман, где собственно и можно душевно посидеть, любуясь прекрасными окрестными видами, шлюзованием в канале, а также проходящими поездами. Карманы устроены с обеих сторон моста.

-4

5. Строительство моста, получившего № 424, началось в апреле 1935 года. На осуществление проекта были заложены сжатые сроки: перевод движения поездов на новую трассу должен был быть завершён не позднее 1 августа 1936 года. Работы велись круглосуточно.

Замысел требовал высокого качества и точности выполнения всех видов работ. Строительство осуществлялось в основном силами заключённых Дмитровлага и переброшенных из других лагерей «каналоармейцев» при личном участии и контроле Бачелиса, командированного на канал Москва — Волга в апреле 1935 года.

К июлю 1935 года было завершено рытьё котлованов под фундаменты устоев, началась забивка свай (по 992 на каждом устое). 21 сентября закончены свайные работы на московском устое, 14 октября — на тушинском. К 11 апреля 1936 года завершено бетонирование устоев. Параллельно с бетонными работами в декабре 1935 года проводились заготовка и сборка кружал, их установка закончена 7 марта 1936 года. С 5 мая по 21 июня 1936 года производилось бетонирование пролётного строения, с 9 мая по 21 июня — бетонирование свода (параллельно проводились установка части опалубки вертикальных стенок и верхней плиты, армировка частей свода и установка шарниров свода). 21 июня 1936 года были завершены бетонные работы, к 20 июля — раскружаливание балок над сводом и отсыпка конусов. Согласно отчёту в журнале «Москваволгострой», на строительство было затрачено 69 545 рабочих человеко-дней; в среднем на строительных работах бывало занято до 250 человек в сутки.

-5

6. Идём на полуостров.

-6

7. Вид на Строгинский мост с нижней причальной стенки шлюза № 8.

-7

8. Восьмой шлюз сооружён также в середине 1930-х годов, архитектор В. Ф. Кринский. Является памятником архитектуры. По конструкции - железобетонный, двухкамерный. У верхней головы камеры перекрывается сегментными затворами, у средних и нижних — двухстворчатыми воротами. Полезная длина камеры — 290 м, ширина камеры — 30 м, глубина — 5,5 м. В шлюзе № 7 и № 8 возможно проведение встречного шлюзования.

-8

9. Детали.

-9

10. А вот и ЭП2Д следует по мосту. Шлюз в духе того времени богато и красиво декорирован.

-10

11. Скульптура юноши.

-11

12. Правда, время её не очень пощадило.

-12

13. Из шлюза шёл сброс тёплой воды и здесь образовалась вот такая заводь, где уточки чувствовали себя чудесно. А позже я видел, что народ прямо по льду подходил в упор сюда, чтобы их покормить. С большим риском для своей пятой точки, надо заметить. У заводи толщина льда была, мягко говоря, не очень.

-13

14. Водосброс.

-14

15. Скульптура девушки с рыбой.

-15

16. ЖК "Алые паруса". Слева - устье реки Чернушки, которая выше по течению в парке Покровское-Стрешнево образует всем известные пруды.

-16

17. Величественное сооружение, конечно.

-17

18. Пора было двигаться обратно. Зимний вечер был просто чудесный!

-18

19.

-19

20.

-20

21. Возвращаемся на лёд. Очередная "Иволга" проходит через мост.

-21

22.

-22

23. А вот и "Ласточка" в ливрее МЦД.

-23

24. И ещё одна ЭП2Д.

-24

25. Вечер был хорош, поэтому было принято решение поехать ещё в Троице-Лыково, последнее московское село в черте МКАД, расположенное неподалёку около района Строгино. Тут надо сделать небольшое отступление и рассказать о его истории:

Известно с с XVI века, как дворцовое село Троицкое. В 1610 году имение было пожаловано князю Борису Лыкову царём Василием Шуйским. Князь перенёс село вместе с деревянной Троицкой церковью ближе к Москве-реке, на старом же месте продолжала существовать деревня Черепково (Черевково) с каменной часовней на месте алтаря бывшей церкви (в советский период была заброшена и полуразрушена; окончательно снесена в 1980 году к Олимпийским играм), тогда же установилось название нового села: Троицкое, Лыково. После смерти Бориса Лыкова село вновь получило статус дворцового, так как дети князя умерли в раннем возрасте, и наследовать имение было некому (по другим сведениям, досталось Ивану Нарышкину в качестве приданого после женитьбы на княжне Лыковой. В 1682 году он был схвачен мятежниками во время «стрелецкого бунта» и после пыток принял смерть на Красной площади).

В 1690 году село было пожаловано дяде Петра I Мартемьяну Нарышкину. По его заказу в 1690—1695 годах возведён каменный храм Троицы Живоначальной (автор проекта, предположительно, Яков Бухвостов). По легенде, камень в основание храма заложил Петр I. Деревянный Троицкий храм был перенесён на новое место, в сад, и переосвящён в честь Успения Богородицы. Деревянный одноглавый Успенский храм просуществовал до 1937 года.

После смерти Мартемьяна Кирилловича село было передано во владение Льву Нарышкину, с 1749 года село принадлежало Екатерине Разумовской (урождённой Нарышкиной), с 1784 её сыну, графу Андрею Разумовскому. При Разумовских в усадьбе был заложен регулярный парк, затем усадьба была под залогом и в 1804 году перешла роду Бутурлиных. Николай Бутурлин в 1840-х годах выстроил новый, каменный Успенский храм (архитектор Николай Козловский), кирпичный господский дом и оранжереи.

С 1876 года усадьба принадлежала купеческому роду Карзинкиных. При новых владельцах усадьба и Успенский храм были существенно перестроены. К 1904 году в селе жили 610 человек (125 дворов). В 1914 году Юлия Карзинкина отдала главный дом под устройство богадельни, а сами Карзинкины переехали в построенный Иваном Ропетом «сказочный» деревянный дом (сгорел в 1990 году). Перед смертью в 1915 году Юлия Карзинкина завещала имение учреждаемой Свято-Троицкой общине, которая в феврале 1917 года вселилась в усадьбу, но была ликвидирована в 1918 году.

В советское время усадьбу использовали как санаторий (здесь, в частности, в феврале — марте 1922 года жил Ленин). В том же 1922 году имение было отдано московскому зоопарку, который так и не воспользовался подарком. Затем там был учреждён рабфак для активистов из Туркменистана, а после Великой Отечественной войны — военно-музыкальная школа, отсюда несколько странный и не очень уместный здесь топоним - Туркменский проезд.

Село вошло в состав города Москвы в 1960 году и во многом сохранило свой сельский, а ныне дачный облик. Северная часть села, находившаяся по другую сторону оврага, была снесена при строительстве микрорайона Строгино (район улицы Твардовского). До конца 2013 года от неё сохранялся кусочек «частного сектора» с единственным жилым домом по 3-й Лыковской улице, идущей от улицы Твардовского. В настоящее время село внесено в «Список охраняемых деревень Москвы», снос которого в ближайшее десятилетие не планируется. Хотя, от Собянина и его команды можно ожидать, как мы знаем, чего угодно.

-25

26. В селе, конечно, помимо старых, немало и довольно новых домов за высокими заборами, но всё равно на фоне высоток соседнего Строгино смотрится очень контрастно.

-26

27. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Выстроен в 1843–1858 годы в псевдорусском стиле. Архитектор Н. И. Козловский. Перестроен в 1900-х годах по проекту архитектора С. Ф. Кулагина. Интерьеры, внутреннее убранство (иконостас) — 1994–2011 годы (И. А. Лепихов). Объект культурного наследия регионального значения.

-27

28.

-28

29. Взгляд назад к воротам. Красивый в тот день был закат! Роскошный, я бы сказал.

-29

30. Сейчас вся эта территория на высоком берегу Москва-реки входит в подворье храма Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Троице-Лыково. Насколько я понимаю, с не очень давних пор. Слева - старинный Храм Троицы Живоначальной.

-30

31.

-31

32. Троицкая церковь (церковь Живоначальной Троицы) была построена в 1694—1697 годах (по другим данным — 1698—1703 годах) по заказу стольника Мартемьяна Нарышкина. Как уже упоминалось, предположительно, архитектором выступал Яков Бухвостов. С 2013-го церковь относится к ведению Покровского ставропигиального женского монастыря.

-32

33. Троицкий храм сходен в оформлении и композиции с церковью Покрова в Филях и считается одним из первых церковных сооружений в стиле московского барокко. Здание имеет в плане лепестковую форму. Его главный объём представлен увеличенным четвериком, над ним возвышаются два восьмерика, образующие колокольню. Композицию венчает барабан с одной главой и ажурным крестом, который изначально золотили мастера Оружейной палаты. Богатый декор фасадов представлен витыми колонками, сложными резными карнизами и наличниками. По бокам от главного объёма симметрично поставлены западный притвор и помещение алтарной части, внизу ансамбль окружает гульбище с балюстрадой. Отличный вид на храм открывается из расположенного на другом берегу Серебряного бора, особенно из парка "Ветеран". В прошлом году я уже упоминал его здесь (фото № 34).

-33

34. Выходим за территорию и по крутому спуску вдоль стен подворья идём к берегу Москва-реки.

-34

35. Домик 1917-го года постройки.

-35

36. Вечерело.

-36

37. И всё сильнее подмораживало.

-37

38. И вот мы на набережной, которая носит название Одинцовской. На другом берегу - Серебряный бор, фонари на той стороне - это как раз прогулочные дорожки парка "Ветеран". Вдали испаряются в небо трубы районной тепловой станции «Крылатское».

-38

39. Причал Троице-Лыково. Раньше здесь была паромная переправа в Серебряный бор.

-39

40. Народ вовсю гуляет по реке. На другом берегу - пляж № 2 Хорошёвского Серебряного бора.

-40

41.

-41

42. Луна.

-42

43. И ещё раз она во всей красе.

-43

44. Зажглись фонари и с нашей стороны.

-44

45.

-45

46. Вид обратно.

-46

47. Вышел ненадолго на лёд, но в этом месте он в меня большой уверенности не вселил, под ногами захлюпало и я предпочёл поскорее вернуться.

-47

48. Вдали светятся огнями территории госдачи «Сосновка-3» и оздоровительного комплекса «Рублёво» ОАО «РЖД».

-48

49. Пешеходный зимник в Серебряный бор.

-49

50. Взгляд назад.

-50

51.

-51

52. Стало ощутимо холодно, пора было возвращаться к машине. Подъём к Троице-Лыково.

-52

53. Сельский уют.

-53

54. Да, это Москва.

-54

55.

-55

56. Вообще Троице-Лыково надо будет как-нибудь более подробно отснять днём в тёплое время года.

-56

57. Чудесно, что в Москве ещё сохранился такой уголок и ему повезло (во всяком случае пока) больше, чем последней московской деревне Терехово.

-57

58. Контрасты.

-58

59.

-59

60. В общем, как я уже говорил, хорошо, что у нас есть смена всех времён года.

-60

61. И на этом всё.

-61

Надеюсь, что было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч! Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!