Найти тему
Твой Информ

Заметки молодого папы: без мультиков не обойтись

Без мультиков не обойтись каждому ребёнку 90-х
Без мультиков не обойтись каждому ребёнку 90-х

Ну, вот и объявили у нас в Туве локдаун. На улицу без особой надобности выходить нельзя, на базу отдыха не съездишь, на озеро не выберешься. Даже на берегу Енисея в черте города не порыбачишь. Ограничения! А я в отпуске. Вот и сижу дома. Занимаюсь огородом, играю с детьми. Смотрю фильмы и, конечно, мультики. О них и поговорим.

И взрослые любят мультики

Помню, как в детстве торопился домой после школы. По телевизору должны были показывать мультсериал «Чип и Дейл». А ещё мы с братом сильно любили «Утиные истории», «Чёрный плащ», «Аладдин». Это диснеевские шедевры. Я их до сих пор люблю, как и отечественные произведения искусства.

Многие советские мультфильмы стали частью международного наследия анимации. В 2003 году «Ёжик в тумане», который создали в 1975 году, был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран. Сейчас многие российские мультфильмы приобрели американские черты и потеряли былую таинственную привлекательность. Потеряли своё лицо. Это моё мнение, и оно с редакционным может не совпадать.

– «Ёжик в тумане» – лучший мультфильм всех времён по мнению мировых мультипликаторов
– «Ёжик в тумане» – лучший мультфильм всех времён по мнению мировых мультипликаторов

Недавно у нас в гостях была племянница Карина. Не успев зайти в дом, она тут же на планшете включила «Щенячий патруль». Мне, честно, этот мультик не нравится. Души что ли в нём нет?! Посмотрев с ней пару серий, я предложил племяннице посмотреть мои любимые мультики.

– Дядя, а ты тоже мультики смотришь?! – удивлена Карина.

– Конечно, я обожаю мультики.

– Но ты же взрослый!

– И взрослые смотрят мультики, сейчас мы с тобой посмотрим те, которые мне нравятся.

Начали мы с «Котёнка по имени Гав». Честно, думал, что Карина не досмотрит, ведь уже динамика не та в старых добрых советских мультфильмах. Но ребёнок не отвернулся от экрана. Карина влюбилась в мультфильм и потребовала продолжения. А когда узнала, что серий больше нет, огорчилась.

Включил другие – про медвежонка Умку, про Мамонтёнка, который ищет маму, про Винни-Пуха, про Малыша и Карлсона. Всё девочке очень понравилось. А песни из «Бременских музыкантов» она даже пыталась напевать, при этом пританцовывая.

Впереди планеты всей

Анимация в СССР, финансируемая государством, чувствовала себя прекрасно. Творческая среда создала десятки шедевров! 1936 году в качестве ответа американскому Disney в СССР была создана студия «Союзмультфильм». На протяжении 50 лет она буквально конвейером выпускала настоящие шедевры. Многие из них отлично смотрятся и сегодня.

У нас тогда было своё лицо, своя узнаваемая ниша, наши мультфильмы были любимы во всех уголках Земли, их с удовольствием покупали и везде показывали. Говорят, что зарубежные коллеги-аниматоры учились на наших фильмах создавать волшебную сказку. В те времена не только создавали образы персонажей, но и наполняли рисованный фильм смыслом, сколько было экспериментов, идей…. Обязателен был и воспитательный момент.

Советские мультфильмы на протяжении десятилетий должны были нести положительный заряд, оживлять сказку в душах детей, учить добру, вере в светлое будущее, что помощь друг другу очень важна и нужна. Как, например, в мультфильме «Трям. Здравствуйте!» режиссёра Юрия Бутырина по сказке Сергея Козлова, где Ёжик говорит Медвежонку, что им без Зайца никак не обойтись. И тут появляется Заяц и спасает их от падения. И никакой агрессии!

"Гора самоцветов». Мультфильм, с которого, можно считать, началось возрождение отечественной мультипликационной индустрии)
"Гора самоцветов». Мультфильм, с которого, можно считать, началось возрождение отечественной мультипликационной индустрии)

Да, согласно истории отечественной мультипликации, советские мультфильмы появились, как подражание диснеевским. Но гордость и отличие наших мультипликационных картин состоит в том, что советским аниматорам удалось достичь абсолютного совершенства в своём искусстве. Они быстро вышли из сферы подражания, начав создавать шедевры, такие как «Золотая антилопа» – 1954 год и «Снежная королева» – 1957-й.

Совет Папы Римского

Так как Советское государство поддерживало развитие мультипликационной индустрии, советские художники имели такую роскошь, как использование для своего мультфильма намного больше рисунков, чем это было принято за рубежом. Во многих странах обычно использовалось пять рисунков в секунду, отчего движения персонажей были неестественны, и даже часто заметны переходы от одной картинки к другой. В Советском Союзе для одной секунды мультика изготавливалось от 12 до 24 рисунков, и движения мультипликационных героев были более естественными. Это позволяло создавать мультфильмы высокого качества со своим лицом и отличием. Но главное было в другом – в настроении, в том духе и заряде, который несла советская мультипликация.

Расскажу одну историю. Признанный международный режиссёр Хаяо Миядзаки собирался уходить из анимации, из-за длительного творческого кризиса, который он не мог победить. Но как-то раз посмотрев нашу «Снежную королеву», он вдохновился и понял, что качественные мультики могут дотрагиваться до самых глубин человеческой души. Он остался в профессии. А Папа Римский Иоанн Второй рекомендовал советские мультики к просмотру абсолютно всем детям. Он полагал, что эти мультфильмы научат детей добру и благу.

-4

Знаменитый советский мультфильм «Снежная королева», вдохновивший известного режиссёра Хаяо Миядзаки на творчество

Возрождение индустрии

Золотой век советский анимации закончился, как только началась перестройка. Многое в стране рушилось и дробилось. Рухнул и такой государственный гигант как «Союзмультфильм», развалившись на десятки частных студий. И российским художникам нового поколения пришлось встать перед выбором: либо продолжать создавать искусство, либо начать зарабатывать деньги с помощью коммерческих проектов.

Директор открытого фестиваля анимационного искусства в Суздале Александр Герасимов как-то выразил сожаление, что пропали хорошие мультики для детей. Вот что он сказал: «В 1990-х годах большинство карикатуристов пытались создавать авторские мультфильмы. Они создавали мультики для взрослых в надежде принять участие в международных фестивалях. Большинство таких мультиков было о философии жизни, о её смысле, о внутреннем мире человека. Никто не хотел сделать что-то для детей».

Новое завоевание российской аудитории было запущено с началом 21 века, когда государство снова стало поддерживать развитие отечественной анимации. Самым первым и успешным был проект «Гора самоцветов». Идея мультсериала заключается в том, чтобы рассказать детям о стране, в которой они живут. Проект этот получил первую премию на фестивале «Золотая панда» в Китае.

Так же знаменит во всём мире проект «Смешарики» – небольшие сатирические истории, несущие в себе философский смысл. К примеру, этот мультик в раннем детстве сильно любил мой старший сын. Ещё по душе ему пришлись «Фиксики». Да и мне тоже, хотя у этого мультика нет такого очарования, как у советских предшественников.

 «Смешарики» – один из самых успешных и любимых детьми мультфильмов современности
«Смешарики» – один из самых успешных и любимых детьми мультфильмов современности

Эпилог

В общем, есть чем заняться на изоляции. Главное – соблюдать все ограничения и не заболеть. А хорошие мультфильмы – и отечественные, и зарубежные – помогут скоротать время, а ещё ненавязчиво научат детей добру, любить Родину, уважать родителей, ценить дружбу. А ещё в локдаун можно читать книги, к примеру, сказки. О них мы тоже поговорим. Но чуть позже.

Здоровья вам, дорогие друзья, и не скучайте!

А. Баженов

Иллюстрации из Интернета