Найти в Дзене
Moscow Business School

Современное образование – опора в жизни

Оглавление

Бизнес-обучение MBA (Master of Business Administration) за сто лет прошло путь от курсов экономической и бухгалтерской направленности до наиболее престижной и известной международной образовательной программы. Такой путь был и непрост, и неслучаен: необходимо было приспосабливаться к постоянно меняющимся реалиям времени и деловой среды, чтобы в итоге стать флагманом в сфере бизнес-образования. За историю МВА было немало жесткой полемики между сторонниками и противниками этой программы, она породила множество противоречивых отзывов — от полного неприятия и негатива до восторженной риторики и излишней эйфории. Наша задача: разобраться «с холодной головой», что такое МВА, чем диплом МВА отличается от диплома о высшем образовании, и какие он дает преимущества.

Диплом MBA и высшее образование в России

Начнем с того, что МВА не дает высшего образования. Согласно российскому законодательству, диплом МВА приравнивается к диплому о профессиональной переподготовке. А наличие высшего образования как раз является необходимым для поступления на программу МВА.

Высшее образование в Российской Федерации может быть получено в высшем учебном заведении после общего среднего или среднего профессионального образования. Система высшего образования в России включает в себя две ступени: первый уровень — бакалавр, и второй уровень — магистр и специалист. Длительность обучения на первой ступени составляет не менее четырех лет, после чего выпускник получает диплом бакалавра и может либо начать профессиональную деятельность, либо продолжить обучение на второй ступени и стать магистром. Это весьма удобно, так как выпускник имеет возможность как углубить имеющиеся у него знания, так и получить новые на магистратуре иного направления. Это позволяет за короткий срок (от двух лет) освоить другую интересующую обучаемого специальность.

-2

На программу МВА можно поступать, окончив бакалавриат. Но это не единственное требование к кандидату. Вторым важным требованием к поступающему является наличие опыта практической работы не менее двух лет. Это требование является обязательным, и предпочтение отдается людям, работавшим на руководящих или административных должностях, либо работавшим два года согласно полученному высшему образованию. Если у бизнес-школы имеется международная аккредитация АМВА, то стаж практической работы должен составлять не менее трех лет.

Если кандидат соответствует перечисленным требованиям, то его ждут вступительные испытания: экзамен в виде анализа бизнес-кейса, индивидуальное собеседование и эссе, в котором необходимо обосновать свой выбор программы МВА и результатов, ожидаемых от обучения. Также необходимо написать заявление и заполнить анкету.

-3

Что же такое МВА? Это аббревиатура программы Master of Business Administration, которая зародилась в США в конце XIX века, когда возник дефицит грамотных руководителей, способных к адекватному управлению бизнесом. Встречаются разные трактовки названия этой программы: и «Мастер делового администрирования», и «Магистр бизнес администрирования», и «Магистр экономического управления». Но все они сводятся к тому, что обучение по данной программе готовит специалиста высшей категории в сфере управления. Период обучения — 22 месяца, однако, если у кандидата имеется диплом о высшем экономическом или управленческом образовании, то сроки могут быть сокращены, а базовые дисциплины перезачтены.

Итак, квалификация МВА позволяет грамотно и эффективно работать руководителем среднего и высшего звена не только в российских компаниях, но и за рубежом. Собственно, это и является основным ощутимым и осязаемым конкурентным преимуществом формата МВА. Обучение проводится в формате кейсов.

-4

Кейс-метод как основа обучения

Кейс-метод (от английского case-metod) является методом конкретных ситуаций и используется как техника обучения в социальных экономических и бизнес-тренингах. Плюсы данной методики состоят в том, что обучающиеся исследуют предложенную близкую к реальной ситуацию и, основываясь на фактическом материале и полученных в процессе лекций теоретических знаниях, самостоятельно ищут решение и коллективно выбирают лучшее из них. Этот метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году для аспирантов бизнеса.

Кейс или метод конкретных ситуаций — это специально подготовленный преподавателем учебный материал, который содержит конкретную проблемную ситуацию и требует решений со стороны обучающихся. То есть это метод решения проблемных задач с использованием имеющихся теоретических знаний. В ходе занятий преподаватель лишь задает вектор поиска решений и контролирует результат. Но это не значит, что преподаватель не может вмешиваться в ход работы или давать советы для большей эффективности. Но это и не значит, что преподаватель должен делать что-то за слушателей. Он является всего лишь оператором и координатором (мотиватором) действий.

Кейсы делятся на:

  • структурированные — с имеющимися конкретными цифрами, данными, предполагающее определенное количество верных ответов и решений;
  • неструктурированные — отличаются большим количеством данных из разных областей, предполагают умение вычленить главную проблему или путь решения, имеют большое количество правильных ответов и не исключают возможности нестандартного оригинального решения;
  • исследовательские — нестандартная ситуация требует нестандартных решений, используются в антикризисном управлении и разрешении проблемных социальных ситуаций.
-5

Плюсом данной методики является то, что, находясь в среде открытого общения, при решении проблемных задач проявляется эффект «коллективного разума», позволяющего принимать зачастую нестандартные решения, порой являющиеся единственно правильными в кризисных ситуациях. А общение с разноплановыми людьми расширяет не только кругозор учащихся, но и позволяет развитию делового общения и обогащению бизнес-контактов.

Именно кейс-метод и отсутствие конкретных устойчивых пошаговых методик наиболее часто подвергают критике. Есть также и недовольные, кто не получил желаемого результата в процессе обучения. Но здесь важно понимать, что диплом MBA бесполезен, если у человека нет желания работать над собой и над развитием компании, а также нет практического опыта работы. Также критике подвергается и тот факт, что несмотря на достаточно долгую историю и широкое распространение этого формата бизнес-обучения, до сих пор не существует единого стандарта МВА, что делает невозможным сравнение качества подготовки в различных бизнес школах.

Плюсы бизнес-образования MBA

Хочется отметить отдельные преимущества обучения MBA в российской школе бизнеса:

  • Материал подается на русском языке, а это позволяет усваивать программу без языкового барьера.
  • Весь учебный материал учитывает именно российские особенности ведения бизнеса и российское законодательство, не говоря уже о том, что преподаватели имеют богатый деловой опыт.
  • Обучение можно сочетать с работой — большинство бизнес-школ предоставляют гибкий график занятий, максимально удобный для слушателя.
  • Стоимость, которая выгодно отличается от стоимости получения знаний за рубежом.
-6

А теперь мы назовем преимущества, которые дает диплом МВА как документ для его обладателя, то есть мы умышленно не будем рассказывать о том, какую практическую пользу принесет перспективному руководителю бизнес обучение по мировым стандартам. Об этом сказано немало, да и в рамках этой статьи мы немного затронули этот аспект. Мы также не будем сравнивать диплом МВА с дипломом о высшем образовании — это некорректно, да и бессмысленно, так как диплом МВА не дает высшего образования (как мы уже упоминали), за исключением варианта «MBA + Магистратура». В этом случае выпускникам присваивается магистерская степень и выдается диплом о втором высшем образовании, но и обучение будет длиться 27 месяцев вместо 22-х.

Итак, плюсы диплома МВА:

  • Во-первых, пока число топ-менеджеров с образованием МВА невелико, наличие данного диплома может обеспечить высокую конкурентоспособность и внутри компании (что позволит продвижению по карьерной лестнице), и на рынке труда.
  • Во-вторых, это значительно расширяет возможности трудоустройства в различных сферах — начиная от маркетинга и продаж заканчивая международным финансовым сектором и государственным управлением.
  • В-третьих, наличие диплома МВА бывает необходимо при работе на международном рынке либо в компаниях, ведущих международные финансовые операции. Ну а с карьерным ростом связано и увеличение доходов, что весьма немаловажно.

***

Подписывайтесь на Moscow Business School:

Telegram, Vkontakte

Подобрать программу обучения в Moscow Business School