Найти в Дзене
Сергей Дмитриев

Карелы и заселенцы Пряжинского национального района. Потенциал и его основы.

Оглавление

Начал потихоньку наводить мосты с соседним Пряжинским национальным районом Карелии. Обычно заметки про места я пишу по результатам собственных бесед и наблюдений, но тут благодаря исторической специфике и уникальности места есть уже исчерпывающие журналистские материалы, ссылки на которые в этом тексте перемежаются с моим субъективными впечатлениями и размышлениями.

Ки́нерма

Наконец, удалось очно познакомиться с семьей «заселенцев» Павла и Бетси Притупов. Прошлым летом они (согласно давнему плану) переехали из села Ведлозеро в Кинерму(карел. Kinnermy)— деревню, входящую в ассоциацию «Самых красивых деревень России». Сейчас это комплексный памятник истории, тут 16 традиционных карельских домов, шесть из которых — памятники архитектуры.

Кинерма. Фото Игорь Подгорный https://www.instagram.com/igorpodgorny/ (2019 г.)
Кинерма. Фото Игорь Подгорный https://www.instagram.com/igorpodgorny/ (2019 г.)

Про Павла я был наслышан как о плотнике с магистерской степенью из штатов по экономическому развитию и много-многодетного отца, периодически проводящего мастер-классы по timber frame (каркасному строительству). Теперь, после личного знакомства на месте, могу делиться первыми впечатлениями.

Фото из личного архива семьи Притуп
Фото из личного архива семьи Притуп

В Пряжинском районе Притупы обитают уже 12 лет. До этого Павел прожил в США десять лет (учеба в огайском университете — специализация по rural economic devemlopment, освоение плотницкого дела). Там они и встретились с Бетси, двое старших детей родились в штатах, ещё до переезда Карелию. Сейчас в семье 6 сыновей и две дочери — они самые младшие.

Вести-Карелия о семье Притупов. 2016 г.

Подробности и особенности жизненного пути этой большой семьи тут описывать не буду. Рекомендую вот этот подробный материал конца 2020 года, а также ТВ-репортаж Вести-Карелия шестилетней давности (можно увидеть динамику). И для динамики же ещё есть материал Глеба Ярового за 2016 год. Тут только добавлю некоторые субъективные моменты и наблюдения, характерные для сегодняшнего дня.

В Ведлозеро сейчас заселяются родители Павла, строят для себя новый дом. Кроме того, у семьи там есть ещё один небольшой дом с мастерской, который может служить как «резиденция» на первое время для желающих переехать в окрестности пряжинского района.

Гуси в хозяйстве Притупов. Фото Евгении Ветровой (2021 г.)
Гуси в хозяйстве Притупов. Фото Евгении Ветровой (2021 г.)

В Кинерме достаточно место для выпаса и сенокоса, поэтому Павел готовится основательно расширить продовольственное самообеспечение семьи, а свои плотнические навыки и практики обогатить бОльшим набором крестьянского self-sufficiency. За птицеводство в семье уже отвечает один из старших сыновей, которому пришлось по душе возиться с курицами и гусями.

Сейчас в Кинерму для возведения хозяйственных построек у Притупов для живности приезжает работать представитель ведлозерской молодежи — Александр. Он талантливый «выпускник» стажировок Павла.

На примере этого хоз-строительства удалось познакомиться с подходом, когда в новых сооружениях переиспользуются хорошо сохранившиеся фрагменты деревянных конструкций из старых разобранных построек. Павел говорит, что для штатов это норма. Думаю, что нынешний рост цен на пиломатериалы может повлиять на рост популярности такого подхода и в России.

Старших детей днём пятницы застать не удалось, одни на сборе иван-чая, другие трудничают в Сяндемском монастыре. Да, вопрос с гаджетами и интернетом решён на уровне семьи так — в доме два обычных настольных компьютера подключённых к сети. Этого хватает для работы и учёбы, а вместо смартфонов семья пользуется обычными кнопочными «звонилками».

Я обратил внимание на домашнюю библиотеку Притупов. Среди книг обнаружил:

  • известный труд Ф. Г. Кинга о традицонном сельском хозяйстве в Азии 'Farmers of Forty Centuries; Or, Permanent Agriculture in China, Korea, and Japan' (есть в свободном доступе на Гутенберге)
  • и книгу об Амишах — в штатах Павел жил в штате Огайо, где имел возможность с ними пересекаться по трудовой деятельности.

Оказывается, идея выписать на время в Карелию несколько представителей этой общины для перенятия их сельскохозяйственного опыта вполне реальна.

Ещё до очного знакомства с Павлом, благодаря его ВК-странице я открыл для себя, что есть такой американский автор, защитник окружающей среды и фермер — Уенделл Берри (Wendell Berry), в России он не переведён никак, при том, что в штатах это уже, в некотором роде, живой классик (в разделе музыка в ВК у Павла есть аудио-запись передачи о Берри на CBC Radio, где поднимается тема о недонаучности науки, Берри говорит:

The standard of science must be nature insofar as nature contains us, comprehends us, and ultimately judges our behaviour. — Мерилом науки должна быть природа, поскольку природа содержит нас, понимает нас и, в конечном итоге, судит о нашем поведении.

-------

Изначальное же оживление Кинермы связано с активностями двух семей сестёр Надежды Калмыковой и Ольги Гоккоевой.

Родовой дом Надежды Калмыковой. Фото Глеба Ярового (2020 г.)
Родовой дом Надежды Калмыковой. Фото Глеба Ярового (2020 г.)

Надежда и её муж Игорь сохранением исторического наследия деревни начали заниматься в 1998 году. Однако поняли, что наездами это делать трудно и в 2004 году перехали из Петрозаводска в Кинерму. Перезд происходил практически синхронно с рождением их детей (2003 и 2004 годы).

В соседнем доме переселившася семья организовала одновременно музей, гостевой дом и небольшое пространство для семинаров, мастер-классов. Высокое качество всего этого комплекса и грамотный подход к позиционированию обеспечили проекту международный туристический успех. Наталья уточняет:

Туризм это средство сохранения, т.к. никто /государство/ не помогает. По российскому закону реставрацией (а это для наших домов главное), домов памятников занимается собственник. У нас собственники все пенсионеры.

Ольга также помогала в этом начинании. После окончания ПетрГУ она училась в асприрантуре в Финляндии, где вместе с мужем Романом, они так наладили связи с финскими карелами, что затем значительную часть проектов удалось реализовать именно благодаря межграничному сотрудничеству — как интеллектуальному, так и финансовому (частично подробности этой истории есть в этой статье карельских АиФ— ноябрь 2020 г.)

Ольга и Роман тем временем выкупили руины соседнего дома и организовали их историческую реконструкцию (по фото воссоздали уже практически утраченную постройку).

Реконструированный дом, где сейчас живёт семья Притупов. Фото Глеба Ярового (2020 г.)
Реконструированный дом, где сейчас живёт семья Притупов. Фото Глеба Ярового (2020 г.)

Однако спустя несколько лет, так как постоянно в Кинерме они не живут, а ресурсы просит ещё один их исторический родовой дом, то в результате этот дом они и продали растущей семье Притупов (в постройке которого Павел также принимал участие). Опять же подробности тут писать не буду, сошлюсь на основательный материал Глеба Ярового(сентябрь 2020), там и про саму Кинерму есть основные факты. Тут только стоит добавить, что ТОС у Кинермы тоже свой есть, и в этом (2021) году финасовую поддержку для своего проекта на конкурсе местных социально значимых инициатив они получили.

Мне довелось вскользь увидеть в деле обоих сыновей Надежды — погодков Ивана и Егора. Иван — золотой медалист и победитель республиканских олимпиад по карельскому языку с сентября уедет в Петрозаводск учится на филологическом факультете ПетрГУ. Егор же смотрится совершенно аутентично в контексте Кинермы. Когда встречаю такие примеры, то всё чаще вижу образы «обратного», распределённого университета, когда студенты большую часть времени учатся у себя дома в дистанте, и только периодически приезжают в свой и другие университеты на короткие очные погружения-интенсивы, проектые работы и летние/зимние школы.

Ве́длозеро

(карел. Vieljärvi) — старинное карельское село, административный центр Ведлозерского сельского поселения. Население порядка 1000 человек (согласно сайту администрации поселения). Дома расположены по берегам озера, холмистый ландшафт, три небольших магазина, школа с большим спорт-залом, приход храма пророка Илии, три ТОСа. До Петрозаводска порядка 100 км, которые можно проехать за полтора часа.

Видеосъемка — CopterOperator (2018 г.)

Тут на меня произвёл огромное впечатление Дом карельского языка — форма и содержание проекта уникальны не только для Карелии, но и для всей Российской Федерации. Двухэтажное деревянное здание с большими окнами — по ощущениям оно снаружи и внутри такое, что как в Финляндию пришёл. Светло, чисто, уютно, каждому квадратному сантиметру уделено внимание. Обувь оставляем по-домашнему у порога — дальше в носках или тапочках. Сюда, действительно хочется приходить снова и снова. На карельском это уютное место называется Karjalan kielen kodi — где 'kodi' (финск. 'koti') соответствует именно домашнему, родному-отчему дому, а не вообще зданию. На английском это будет 'home', а не 'house'.

Фото Игоря Георгиевского из материала ИА Республика «Дом Карельского языка» (2017 г.) http://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/dom-karelskogo-yazyka-karjalan-kielen-kodi/
Фото Игоря Георгиевского из материала ИА Республика «Дом Карельского языка» (2017 г.) http://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/dom-karelskogo-yazyka-karjalan-kielen-kodi/

Ещё одно лингвистическое понятие связано с этим домом — языковое гнездо (language nest, маори 'Kōhanga reo'), подход, появившийся во второй половине XX века для сохранения исчезающих языков. В ведлозерском варианте – это группа «присмотра» для дошкольников (существует на пожертвования), в котором сотрудники — носители языка и традиций взаимодействуют с детьми только на карельском. А также тут действует "карельская" продленка для школьников.

Отчётно-выборное собрание-2017. Фото Игоря Георгиевского из материала ИА Республика «Дом Карельского языка» (2017 г.)
Отчётно-выборное собрание-2017. Фото Игоря Георгиевского из материала ИА Республика «Дом Карельского языка» (2017 г.)

Дом открыт и для местного населения, и для туристов. В помещениях общей площадью 500 квадратных метров работают курсы карельского языка для взрослых, кружки по ткачеству, рукоделию, мастер-классы по карельской кухне, театральные группы и постоянные выставки, а на кухне есть и стиральная машина.

Создание и развитие дома — многолетний труд многих ведлозерчан (и не только их). Для строительства Дома они в 2013 году создали свою НКО - Карельская региональная общественная организация "Дом карельского языка". Значительный вклад в работу этого коллектива вносят всё та же Ольга Гоккоева и Наталия Антонова, которая в Ведлозере родилась и выросла. Наталия последние восемь лет координирует проекты по развитию карельского языка и самого села. За историей создания дома и подробностями в очередной раз сошлюсь на материалы Глеба Ярового (2016 и 2020 годы).

На несколько дней я разминулся с семинаром эковолонтера Анастасии Бауэр, прошедшем в доме. Экологическая же ситуация с «селообразующим» озером Ведлозеро вызывает у местных активистов всё большие опасения. А раздельный сбор отходов в селе, тем временем, начинает зарождаться.

Активности в Кинерме и Ведлозере становятся заметны и на общероссийском уровне. В 2016 году Ольга Гоккоева получила премию Общественной палаты России в номинации «Развитие сельских территорий и малых городов».

Ольга Гоккоева о важности разнообразия, в том числе, языкового. Видео из материала ИА Республика «Дом Карельского языка» (2017 г.)

----------

Про успешный пример местного бизнеса в селе рассказал Павел Притуп. Уроженец Ведлозера Владимир Зенин ещё будучи студентом ПетрГУ организовал в 2012 году гостиницу для домашних животных. Судя по списку контактов на странице гостиницы в ВК — это семейное предприятие. Спрос оказался настолько существеннен, что пришлось строить новое отдельное здание. История этого начинания в материале Анны Паниной (2015 год).

Святозеро и райцентр — Пряжа

Со слов Павла также узнал про молодую семью заселенцев Чураковых. Лёка и Кирилл для переезда на землю выбрали ещё одно старинное карельское село Пряжинского района — Свя́тозеро (карел. Pühäd’ärvi), где создали свою гончарную студию. В советские времена в селе действовала агробиологическая станция естественно-географического факультета Карельского государственного педагогического института.

В районном центре поселке городского типа — Пряже с 2014 года действует фонд местного сообщества «Мельница». О том как и почему появилась эта инициатива и какую роль в этом сыграли уроженка посёлка Екатерина Ефермова и заселенка из Москвы (с карельскими корнями) Вера Титова рассказывает в своём обзоре 2019 года Людмила Полонская. Там же есть и примеры проектов фонда. Есть и видео-репортаж за 2020 год.

Потенциал и его основы

Для Притупов и Калмыковых большой вопрос — нужно ли им больше или столько же туристов в Кинерме как сейчас, или лучше стать менее публичным, «секретным» местом с менее туристической атмосферой, но при этом более живой-жилой деревней. От интереса дачников историческую деревню спасло то, что рядом нет ни озера, ни реки. И есть ещё одна территориальная специфичность места — лесовозы идут прямо по основной грунтовой улице деревни, от чего пыль тут стоит регулярно — для карельских деревень и посёлков проблема эта не редка.

Для подобных мест я вижу вариант переводить фокус с «проточно-потокового» туризма на среднесрочные и долгосрочные гостевые программы. Когда люди приезжают минимум на несколько дней (а не как сейчас — на несколько часов) и оставляют не только и не сколько деньги, а «созидательное внимание» — частички своих знаний, опытов, энергий и душ.

То, что лежит на поверхности в связке Кинерма-Ведлозеро — это культурно-языковые и крестьянские погружения для семей с детьми с возможностью приёма участников из разных стран. У Притупов — в англоязычную среду, в Доме карельского языка — в карело-финскую. Занятость всех членов семьи и всех частей тела обеспечивается через ремесленные и сельско-хозяйственные практики. Подобные крестьянские семейные погружения уже опробованы в сообществе семьи Кулясовых в Архангельской области (ближайшее будет в августе), там же уже не первый год идут международные недельные рабочие и творческие сессии по актуальным вопросам экологии. На подобные форматы и географию (Карелия, Петрозаводск близко) легко приглашать (причём бартером, а не за бюджет) многих мастеров своего дела — от вокала, музыки, танцев, живописи, йоги, цигуна, психологии, до выдающихся учёных естественнонучников. А также звать инженеров и дизайнеров (хоть 3D, хоть промышленных) и смотреть могут ли они совместно с традиционными ремесленниками находить новые области применения для техник сложившихся веками — от плетения из ивы/берёсты и ткачества до столярного, гончарного, кузнечного и кожевенного дел. Да так, чтобы химики-физики-биологи поясняли процессы превращения материалов и энергий в жизненных циклах изделий.

Постепенно с помощью таких «намывов-наездов» может вырасти основа и для круглогодичных форматов. От возрождения на новом уровне полевых био-гео учебно-исследовательских баз при университетах (причём сразу есть смысл целиться на межвузовость и международные проекты). Уже в скором времени можно ожидать, что появится потребность (и соответствующие бюджеты) в базах по мониторингу и адаптации к климатическим изменениям с одной стороны, и созданию точек для устойчивого развития сельких территорий — с другой.

Ещё один вариант — детский. Детская деревня «Орион» в Калужской области из сообщества приёмных семей постепенно выросла в коллектив и живое пространство, которое может принимать на пансион городских детей на целый год, что для некоторых родителей бывает востребовано. Для подобного формата, очевидно, что у Кинермы-Ведлозера уже есть хороший поли-языковой задел и укрепляющаяся агро-ремесленная база (и не только).

Мартти Пенттонен — профессор информационных технологий из Финляндии. В Ведлозере Мартти проводит курсы компьютерной грамотности для школьников — на карельском языке. Видео из материала ИА Республика «Дом Карельского языка» (2017 г.)

Небольшим, но существенным шагом в сторону развития Ведлозера может стать участие поселковой школы в программе «Учитель для России», по её условиям на два года можно выписать двух талантливых молодых специалистов, которые изначально заинтересованы в таком сельском опыте. Карелия пока не участвует в этой программе, но… было бы желание. Карельским сёлам и деревеням эта программа может помочь оживить местную среду и привлекательность для жизни. А вот проект «Кружок» пригласить, думаю, проще. Хотя это уже не столь системная инициатива.

Ведлозеро. Вид на храм пророка Илии. Фото Игоря Георгиевского из материала ИА Республика «Дом Карельского языка» (2017 г.)
Ведлозеро. Вид на храм пророка Илии. Фото Игоря Георгиевского из материала ИА Республика «Дом Карельского языка» (2017 г.)

Места с подобным социальным наполнением обычно вызывают интерес к сотрудничеству и даже переезду у горожан с запросом на общность по мировоззрению и соответствующим ценностям и практикам, будь то:

  • Православие (как в сельской школе Владимира Мартышина в Ярославской области),
  • штайнеровский антропософский взгляд на мир (в России он наиболее известен посредством вальдорфских школ, сопричастным к этому подходу в педагогике хорошо известна деревня Монино и их коровья ферма в Тульской области),
  • вера в общность на изначальном принятии разнообразных религий и систем взглядов от научного до эзотерического при договорённостях об общих базовых принципах добрососдества и желаемых/избегаемых практиках, как это складывается в поселении свободных семей «Чистое небо».

С какой стороны не посмотри, Пряжинский национальный район — содержательный. Так что поводов приехать в него по обмену опытом на существенное время вырисовывается достаточно.

В очередной раз убеждаюсь, что благополучие в современной жизни на земле часто связано с форматом именно семейного проекта — когда самые разные члены семьи совместно заняты взаимодополняющей и взаимозаменяемой деятельностью, что значительно повышает устойчивость таких семейных кооперативов. Другой фактор благополучия как культурного, так и материального — это включённость сельской, порой даже, хуторской среды в международный контекст с одной стороны и, в то же время, глубокий контакт с многими слоями традиционной культуры, при хорошем чувствовании-понимании как природы места и окрестностей, так и вживлённости в их нынешнее социальное окружение.

Однако, оба этих условия-формата обычно проявляются не на пустом месте, и в их основе, как правило, можно увидеть идею, мировоззрение, веру. Для Карелии — это часто сохранение и развитие своей национальной культуры и идентичности, для поселений родовых поместий — идея возрождения рода, для религиозных общин в сельской местности — единство внутри христианских/кришнаитских/других основ, для экопоселений - стремление к устойчивости жизни и практике оздоровления окружающей среды.

----------

Возможно, вам будут любопытны и другие мои тексты по мотивам жизни в сельской местности. Например:

Как поддержать исследование.