Найти тему
Очерки о психопатах

Юмор и агрессия - как наша психика совмещает два этих несовместимых понятия

Смех и юмор традиционно и вполне толерантно считаются свойством нашей психики получать разрядку от соединения несоединимого, совмещения несовместимого.

Давайте посмотрим, что говорят про юмор и смех великие мира сего:

Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» указывал, что два несовпадающих элемента, из которых возникает смешное — это усвоенные нами понятие и реальный объект, который «мыслился в этом понятии» (но в действительности оказался отличным от него) (Википедия)

По мнению Э. Оринга, юмор зависит от восприятия «соответствующего несоответствия» («appropriate incongruity»). Его ученый понимает как нахождение связи между двумя категориями, которые с позиции здравого смысла рассматривались бы как противоречивые. (Оттуда же)

Жан-Поль эту мысль выразил так, и даже остроумно: «Остроумие — переодетый пастор, сочетающий любую пару брачными узами» (Фрейд)

Да, почти в любом смешном анекдоте или комичной ситуации существует два акта: акт первый - все чинно-благородно, все очень серьезно или все обыденно. Акт второй - внезапно происходит или выясняется нечто, что мгновенно переворачивает всю картину шиворот-навыворот. Причем, что характерно, в сторону, когда герой комичной истории оказывается или сам унижен, или унижены его оппоненты.

Поэтому, отодвинув толерантность в сторону, я сформулирую понятие юмора так:

Юмор служит нам для разрядки скопившейся агрессии и сопровождается смехом, т.е. неконтролируемой радостью от высвобождения (облегчения) застоявшейся токсичной агрессивной энергетики.

Юмор - это своего рода тайный шифр для подсознания. В нем зашифрована некая агрессивная интонация по отношению к действующему лицу смешной истории, но зашифрована очень тщательно - так, чтобы наш внутренний цензор допустил эту информацию, не проставив привычные ярлыки на входящую информацию: "агрессия - это плохо, добро - это хорошо".

Сначала сообщается первый акт анекдота: в нем у внутреннего цензора ничего не вызывает подозрений. Все социально приемлимо. Потом следует второй акт, в котором ВНЕЗАПНО все переворачивается каким-то фактом, событием или фразой В УЩЕРБ кому-то из участников комической истории. Это происходит настолько резко, что цензор не успевает отследить связь с агрессией. Поэтому подсознание получает всю "нужную" информацию в чистом виде.

Получив благополучно прошедшую через цензора долгожданную "весточку с воли" в виде информации о проявлении чистой агрессии (каковой историей и является любой анекдот) подсознание тут же реагирует. Из предыдущей статьи о дополненной реальности мы помним, что подсознание попадает в ту реальность, которая ей подставлена. Так вот, подсознание в момент восприятия анекдота находится в реальности этой анекдотической истории. И для подсознания этот "анекдотический" мир - реален. А реальность анекдота - это всегда агрессия. Анекдот ведь нам и кажется смешон своей нереальностью. А подсознание попадает в на самом деле жестокий мир анекдотической реальности, и если оно воспринимает в этом мире, как один клоун бьет другого по голове - оно искренне воспринимает это, как удар настоящим молотком по голове.

Радость, высвобождаемая при восприятии юмора - это радость от того, что внутренняя агрессия, которая ранее сковывала нас изнутри, наконец высвобождена. И высвобождается она тогда, когда подсознанию подставляют тот мир, где ему РАЗРЕШЕНО проецировать свою внутреннюю агрессию на носителей унижений, издевательств и отдавать свою агрессию тому, кому МОЖНО ее отдавать. А разрешено реализовывать агрессию как раз в таких замаскированных историях об удачных и ловких проявлениях агрессии, которые называются анекдотами.