За 19 месяцев во Вьетнаме я заметил, что маркетинговые хитрости местных супермаркетов то ли не работают, то ли их вообще нет.
Не стану говорить, что здесь в торговле работают ангелочки. Просто они чаще пытаются обмануть банально, по-колхозному. И на рынке, и в супермаркетах.
Вернувшись же на родину, понимаешь, что с тобой работают куда более опытные люди. И твои мысли и действия пытаются умело контролировать.
Но начнем все же с Вьетнама. Как там обманывают чаще всего.
Даже в больших сетевых супермаркетах во Вьетнаме можно попасться на колхозные схемы. Кассирши обманывают покупателей в пользу своего личного бюджета, просто пробивая в чек какие-то левые товары.
Со мной такое случалось, и даже, наверное, чаще, чем я думаю. Как-то раз я оплатил кому-то шорты, а обнаружил это уже дома, с помощью переводчика. Товар, видимо, отправился в семью самой кассирши.
Произошло это, кстати, в крупной корейской сети Lotte. Тут же перед самым отлетом из страны я купил кофе по двойной цене.
На товаре висел громадный "красный" ценник со скидкой 50 процентов. Я взял 4 упаковки, и поскольку в корзине было много покупок, то сразу не заметил несоответствие в чеке. Позже понял, что не сходится, и пришлось нести все к администраторшам.
Девчонки оказались понимающими и вызвали по телефону продавщицу, которая притащила тот самый красный ценник и показала мне, что акция-то закончилась в феврале, а на дворе был июнь!
Четыре месяца сотрудники зала не замечали просроченной акции, бедняги. Сколько людей за это время переплатили? Думаю, немало.
В России такого прямолинейного обмана, как мне кажется, меньше. Бывают устаревшие ценники, но не так часто. Однако ощущение, что тобой манипулируют, здесь сильнее. В карман тут лезут не кассиры, коих мне упрекнуть вообще не в чем, а именно сами сети.
Заходишь в супермаркет и попадаешь на страницы учебника по маркетингу, в лабиринт Минотавра, который выстроили, чтобы ты набрал побольше.
Вспомнить самую банальную махинацию с хлебом, который прячут на максимальном удалении от входа и от касс. Создавая так называемый "золотой треугольник".
Это, скажем так, основы основ. Потому что всем нужен хлеб каждый день, а по дороге за хлебом посетители ведутся на блестящие упаковки, попадают под воздействие ароматов, будоражащих аппетит, и набирают полную корзину ненужного добра.
Работай вьетнамские магазины по этой же логике, то наверное в самый дальний угол должны были бы убирать рис и соевый соус, но знаете, сколько разных магазинов я ни посещал, не могу припомнить, чтобы какой-то определенный товар всегда прятали далеко от входа.
Еще у нас в магазинах популярны акции "Купи три, заплати за два". Во Вьетнаме похожие есть, но до боли смешные!
У них не 2+1, а просто обычно товар в подарок - его приматывают к основе ярким желтым скотчем. Весь смех в несуразности композиций, вроде купи бритвенный станок и получи огурец!
В общем, отстают в техниках манипулирования вьетнамцы, отстают...
А у вас были какие-нибудь веселые случаи обмана за границей или в России?