Пожалуй, эту статью нужно начать с вопроса: кто вообще слышал о таком народе как караимы? Думаю, немногие. Ныне это крайне малочисленный тюркский народ (всего около 2 тысяч человек) со своей особенной религией, близкой к иудаизму, проживающий в нескольких местах на территории бывшей Российской империи. Наибольший вещественный след караимы оставили (и продолжают оставлять!) в Крыму, поэтому мне удалось собрать некоторое количество фотографий для небольшого поста, где я постараюсь вкратце рассказать об этом невероятно интересном народе.
Другие статьи о Крыме: Обзорный пост, Ялта. Часть 1, Ялта. Часть 2, Гурзуф, Массандра, Ливадия, Воронцовский дворец и Ласточкино гнездо, Ай-Петри, Фиолент, Балаклава, Севастополь. Часть 1, Севастополь. Часть 2, Штормовое, Казантип, Евпатория. Часть 1, Евпатория. Часть 2, Евпатория. Часть 3
1. Я встретился с караимским наследием в двух местах: это было караимское кладбище в Севастополе и кенасса (храм) в Евпатории.
Как я уже сказал, численность представителей этого малого народа составляет всего около двух тысяч человек. Большая часть приходится на Украину (около 1200), остальные живут небольшими общинами на территории бывшей Российской империи и Польши. Однако исторически они проживали в Крыму, Тракае (Литва) и Галиче (Украина) - в толерантное Великое княжество Литовское караимы переселились по приглашению князя Витовта.
2. Есть две основные версии происхождения караимов. Согласно первой караимы произошли от обособленной группы евреев, со временем приобретшей ряд культурных и языковых особенностей во время проживания в Крымском ханстве. По второй теории они являются потомками хазар - кочевого тюркского народа. В VII-X веках хазары создали относительно стабильное государство Хазарский каганат, павший под ударами русов и половцев. Господствующей религией в каганате был иудаизм, и после его крушения жители расселились по всей Восточной Европе, по большей части войдя в состав еврейских общин. Они быстро ассимилировались с местными жителями.
3. Часть хазар (а версия о хазарском происхождении народа кажется мне наиболее логичной) осела в Крымском ханстве и сохранилась как отдельный этнос. Тогда же происходит формирование караимизма как философии и вероучения - фактически это особое течение иудаизма.
4. Позднее в XIV веке крымские караимы массово эмигрировали в Великое княжество Литовское, которое всегда принимало у себя разные народы. В ВКЛ сложилось три основных локации их расселения: Тракай (Троки), Луцк и Галич.
В чём же причины того, что сейчас караимов практически не осталось? Во-первых, они либо быстро ассимилировались с «основными» народами тех стран, где они поселились, либо присоединялись к еврейским общинам, постепенно забывая свою уникальную культуру. Во-вторых, в ХХ веке на всё человечество обрушилось множество бед, среди всей этой дичи малому народу было крайне сложно выжить.
5. Караимская религия похожа на иудаизм, но несколько отличается от его канонической версии. Главное отличие заключается в том, что караимы считают сакральными только танах (по сути дела иудейский Ветхий Завет), в который входят Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). А канонические для других религий Талмуд, Коран и Библия считаются художественными произведениями с теологическим уклоном, плодами человеческого разума (значение этих произведений при этом не умаляется).
6. Караимские кладбища есть много где на территории бывшей Российской империи, а вот храмов осталось совсем немного.
Традиционно центром литовских караимов является город Тракай, хотя большая их часть живёт в соседнем Вильнюсе. Тамошняя кенасса единственная действовала при советах, в городе для них издавалась газета. Также кенасса есть в Вильнюсе.
7. Кстати, приблизительно так караимы одевались:
8. Очень красивая Вильнюсская кенасса (фото с Википедии).
9. Деревянная кенасса в Тракае (фото с Википедии).
10. Надписи на могилах дублированы на иврите и на русском, однако при этом существует и караимский язык, относящийся к кыпчакской группе тюркских языков. У него есть три диалекта, соответствующих группам расселения: тракайский, галицкий и крымский, из них живой только первый.
Традиционно (до ХХ века) караимы использовали еврейский алфавит, а потом они перешли на латиницу в Тракае и кириллицу в Крыму из соображений удобства. Лексически же их язык содержит приблизительно поровну тюркские и древнееврейские слова (гебраизмы).
Общее число говорящих на тракайском диалекте караимского языка не превышает сто человек, однако в Литве приняты меры по его сохранению: существует летняя школа, где его преподают. Это здорово.
11. В Украине тоже было построено несколько кенасс: феерически красивое здание в Киеве (на фото), разрушенное в Днепре, а также в Феодосии (тоже разрушена), Симферополе и Евпатории. На последней остановимся подробнее далее.
12. Можно смело утверждать, что Евпатория ныне является духовным центром караимов. Кенасса, расположенная в местном Старом городе, была построена в 1805-1815 годах в стиле классицизм по проекту Самуила и Соломона Бабовичей (эту фамилию я встречал на севастопольском караимском кладбище). Её даже посещал император Александр І.
При советах она, конечно, закрылась, в ней размещались музей, курсы медсестёр, детский сад и прочее. С 1991 года общину крымских караимов возглавляет деятельный Виктор Тирияки, при котором здание было восстановлено.
13. Богослужения в караимских храмах проводятся газзанами, аналогом наших священников. При этом их духовенство не образует отдельного «сословия», газзанами становятся уважаемые люди, знакомые с философией караимизма и прошедшие специальные курсы, например, в Александровском караимском училище в Евпатории. Однако нынешний газзан господин Тирияки получил строительное образование и был вынужден учиться сам - советы закрыли духовное училище.
14. А вот и само здание учебного заведения на одной из улиц Евпатории:
15. Чтобы посмотреть кенассу изнутри, требуется заплатить существенные деньги (что-то около 300 рублей + за экскурсию) - в Крыму традиционно сдирают три шкуры с несчастных туристов. Я пожалел денег, но сходить стоило: интерьер храма довольно красивый. На фото - двор.
16. Зато близ кенассы оказалось кафе с караимской кухней, и мне удалось её попробовать.
Кухня эта, прямо скажем, на любителя. Мясные блюда почти сплошь делаются из баранины, супы тоже готовятся на бульоне из неё (я кушал такой бульон с кусками мяса и зеленью). Присутствует большое количество разных специй. Ещё одно характерное блюдо - хамур-долма, суп с пельменями.
Также караимы делали выпечку с характерной «косичкой», иные сладости заимствованы у соседних татар: варенье, халва, пахлава. Из напитков популярно кофе с корицей - в общем, это совершенно восточная кухня.
Караимы - часть крымского колорита, пусть и очень небольшая, зато аутентичная. В этом регионе смешано множество культур, и погрузиться в это невероятно интересно. Будучи в Евпатории, обязательно пройдитесь по Старому городу, где несколько диаспор мирно уживались вместе. Впрочем, об этом городе в целом речь пойдёт позже в соответствующих статьях. Всем мир!
Друзья! Будет здорово, если вы поставите мне лайк (разумеется в том случае, что вам понравилось) или напишете комментарий, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.