"...За окном сияло солнце, какое бывает в Стамбуле только весной. На улице день ото дня становилось все теплее, хотя в домах и в тени деревьев еще чувствовалась зимняя прохлада. Такая же прохлада исходила и от пропахшего старьем матраса, на котором мы нежились, беспечно позабыв обо всем на свете. Из открытой балконной двери подул весенний ветер, принесший в комнату ароматы моря и липы. Он поднял тюлевую занавеску и медленно опустил ее на нас, от чего мы оба вздрогнули. Из окон крохотной комнаты на втором этаже, в которой стояла кровать, нам было видно мальчишек, гонявших мяч во дворе, согретом первым весенним солнцем. Они яростно бранились, и мы, заметив, что сами повторяем те же бесстыдные слова, на мгновение остановились и, посмотрев друг на друга, рассмеялись. Но наше счастье было таким огромным, таким безмерным, что мы тут же забыли о забавной шутке, которую принесла нам с улицы жизнь, как забыли и об этой сережке..." (Орхан Памук. Роман «Музей невинности»).
Роман и музей
В 2006 году турецкому писателю Орхану Памуку была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой: писателю, "который в поисках меланхолической души родного города нашел новые знаки для обозначения столкновения и переплетения культур". В своем романе "Музей невинности" Орхан Памук открывает читателю такие тайники человеческой души, в которых само время и пространство преображаются в то, что зовется истинной жизнью. Эта история любви как мир глубока, как боль неутешна и как счастье безгранична.
О чем этот роман.
Это очень личная история любви, в которой под именем Кемаль фигурирует сам Орхан Памук.
Кемаль, отпрыск состоятельной стамбульской семьи, готовится к помолвке с Сибель, девушкой красивой, умной и воспитанной по-европейски. Герой счастлив, его жизнь легка и приятна, - прекрасная невеста, светские развлечения, работа в отцовской фирме. Но все меняет случай, а вернее обычная сумка, которую Сибель заметила на витрине.
Желание подарить эту сумку своей невесте и приводит Кемаля в магазинчик, где продавщицей работает красавица Фюсун, с которой у Кемаля внезапно разгорается страстный роман. Сперва Кемаль не понимает, насколько глубоки эти новые чувства, и спокойно готовится к помолвке с Сибель, одновременно купаясь в волнах наслаждения с Фюсун; при этом не собираясь терять ни одну из девушек. Неожиданно помолвка оборачивается настоящей мукой ревности, герой не в силах сдержать своих чувств, а Фюсун не может простить предательства и исчезает. И только тогда Кемаль осознает, единственно важное, что есть у него – это любовь к Фюсун, которая становится его болью и болезнью на всю жизнь.
Этой любви и посвящен этот необычный музей. Однако не только любви. По музейной классификации, Музей невинности можно, вероятно, назвать музеем городского быта ХХ века. Критики уже назвали музей визуальной историей любви и попыткой сохранить ускользающее время.
Тоска по старому миру, старому городу, явленному в черно-белых фотографиях и старых вещах – один из центральных образов прозы Памука, впервые детально разработанном в книге "Стамбул. Город воспоминаний". Это чувство, усугубленное национальной травмой распада Османской империи и потерей Стамбулом статуса одной из столиц мира, Орхан Памук называет huzun. Вот как сам писатель объяснил замысел создания Музея невинности:
– Я стал собирать старые вещи очень давно. На протяжении многих лет я посещал блошиные рынки, когда я учился в колледже, меня знали все старьевщики и антиквары, которые обязательно готовили для меня что-нибудь интересное. Каждая старая вещь была частью жизни конкретного человека. Так постепенно родился замысел романа "Музей невинности". Главный герой Кемаль не может забыть свою возлюбленную Фюсун, он собирает все связанные с ней предметы – чашку, из которой она пила чай, карандаш, которым она писала, сережку, которую она потеряла во время любовных ласк.
Он выкупил дом, в котором выросла его возлюбленная и превратил его в ее музей. Долгие годы я никому не признавался в том, что собираюсь открыть музей, потому что боялся насмешек. Потом, когда я стал получать деньги за издание своих романов, у меня появилась возможность воплотить идею в жизнь.
В мае 2012 года в самом центре старинного стамбульского района Джихангир на улочке Чукурджума открылся "Музей невинности", созданный по инициативе Орхана Памука. Полуразрушенный и пустой дом в свое время Памук приобрел у городского муниципалитета. "Этот дом таил в себе какую-то невероятную тоску",– сказал писатель в интервью одной из турецких газет.
Адрес музея: The Museum of Innocence / Masumiyet Müzesi
Firuzağa Mh. Çukur Cuma Cd No:24, 34424 Istanbul, Турция
Стоимость посещения музея: 25 лир или если у вас есть книга "Музей невинности", изданная в любой стране, то вам будет оказана особая привилегия, о которой автор написал еще на страницах своего романа (задолго до реального открытия музея): "...пусть для читателей книги одно посещение будет бесплатным. Контролер на входе будет ставить посетителям с книгой особую печать..." - красную бабочку прямо в специальном месте в книге! Книга у меня была (спасибо моей доченьке, которая подарила мне ее как раз перед поездкой в Стамбул). А теперь У меня есть ТАКАЯ бабочка в этой книге!
Орхан Памук:
"1. Музеи созданы не для того, чтобы ходить по ним и смотреть на вещи, а для того, чтобы чувствовать и жить.
2. Коллекция создает душу вещей, которая должна ощущаться в музее.
3. Когда нет коллекции, то это не музей, а выставочный зал".
Орхан Памук в точности следует изложенным выше правилам. Экспонаты «Музея невинности» действительно хранят души и образы двух влюбленных детей своего времени и своего города, эти бережно собранные предметы рассказывают историю, которую чувствуешь и проживаешь вслед за героями. Давайте прогуляемся по столь необычной, любовно составленной экспозиции.
Увы, фотографировать тут нельзя. Но я честно покупаю в магазинчике, который находится в маленьком подвальчике в здании музея, книгу об этом музее за 30 доларов...на английском языке (на турецком такая же книга стоит гораздо дешевле - около 30 турецких лир, но, увы и ах - по турецки я мало что понимаю). Есть еще такие же книги на немецком и французском. На русском языке нет, а жаль.
Давайте теперь наконец войдем в первый зал и попробуем окунуться в атмосферу Стамбула ушедшего века, почувствовать трепет удивительной любви, полюбопытствовать - а что было в моде в те годы? Какие фильмы смотрели герои романа, какую газировку рекламировали журналы, как выглядели жители Стамбула почти 40 лет назад?
Самые первые стенды музея в наше время повальной и бескомпромиссной борьбы с курением, выглядят провокационно и вместе с тем - интригующе и очень жизненно. Во всяком случае: около стены, в которую вмонтировано около 20 плоских экранов, на которых в нон-стоп режиме показывают черно-белые кадры, на которых - изящное девичье запястье с сигаретами (все время разными сигаретами и с разными предметами в придачу: с чашечкой кофе, с телефонной трубкой и т.д). А вот 4213 окурков Фюсун, каждый из них подписан, за каждым скрывается история одного вечера.
В самой первой витрине в этом же зале выставлена рукопись романа.
На остальных трех этажах этого узенького деревянного особняка собраны вещи, окружавшие персонажей романа: слегка стоптанные туфли Фюсун, немецкие часы-ходики девятнадцатого века, деревянная кровать, патефон, чернильница, солонка и даже та самая печальная фарфоровая собачка, которая стояла на комоде в комнате, где Кемаль и Фюсун занимались любовью
Есть в музее и коллекция черно-белых фотографий Стамбула. Вот "Хилтон", первый в городе отель, построенный в современном стиле. "В семидесятые годы, – писал Памук, – большинство западных новинок появлялось, прежде всего, в "Хилтоне", и все главные газеты держали в отеле своих корреспондентов. Сюда ходила на приемы вся стамбульская знать. Представители европейских компаний останавливались в "Хилтоне" ради того, чтобы посмотреть восточные танцы. Сюда на выходные приезжали целыми семьями, чтобы отведать блюдо под названием "гамбургер".
Здесь, в музее, за стеклом лежит маленькая сережка, которая затерялась в простынях во время любовных игр. И, конечно, вещи Фюсун: красное платье, в котором она была особенно прекрасна, рисунки птиц, кружки, ложки, вилки, помнящие прикосновение ее губ, платок с запахом ее кожи. Мы увидим целую витрину с фантиками, каждый из которых является напоминанием о конкретном (!) "поцелуе в губы".
Весь музей проникнут духом этой гордой красавицы, это ее дом, где Кемаль обретал счастье от одного лишь взгляда, легкого прикосновения, нежного слова. На почетном месте стоят останки Шевроле, в котором Кемаль и Фюсун катались, когда она была еще девчонкой, в нем же они поехали в последнее путешествие. На фото ниже - ее водительские права, в которых мы прочитаем, что родилась красавица Фюсун в апреле 1957 года. Читавшие книгу, знают, какие драматические последствия произошли после того, как она оказалась за рулем авто...
А еще на стендах музея - билеты в кино и афиши, а с ними и картина турецкого кинематографа 70-80х годов: актеры, продюсеры, режиссеры, зрители, дымные забегаловки, - особенный колорит присутствует в этих пожелтевших от времени фотографиях. Мы увидим совсем забавные и неожиданные экспонаты: множество стаканчиков с недопитым чаем, кофе и ракы...
Иногда всего один стаканчик (по турецки - бардак) чая способен всколыхнуть целую гамму воспоминаний. Ведь именно так разносят чай и поныне на всех паромах и корабликах, на которых так любила прокатиться по выходным по Босфору турецкая молодежь (и не только молодежь) во все времена.
Кстати, Орхан Памук планировал открыть музей еще четыре года назад, однако это событие откладывалось из-за бюрократических проволочек. После того, как писателя признали виновным в оскорблении турецкого народа из-за высказываний о геноциде армян в Османской империи, Памук избрал местом своего жительства индийский штат Гоа. Музейный проект окончательно воплотила в жизнь группа архитекторов и дизайнеров.
Интересный и выразительный факт: "Я не увидела ничего особенного в этом музее, – говорит сорокалетняя жительница Стамбула Айше, – обычные фото, платья, которые вижу каждый день в доме у своих престарелых родителей".
В Музее, конечно же есть подробная карта Стамбула, потому что этот город - один из главных героев этой пронзительной истории, который хранит места встреч и расставаний, счастья и горя, улицы, сводящие с ума воспоминаниями или дарящие спокойствие. Есть еще один образ, пронизывающий весь роман. Орхан-бей, всегда пишет о ней, своей волшебной возлюбленной Турции. В повествование вплетена история страны, ее проблемы, люди, события.
Герои живут меж двух культур: традиционной и европейской. Памук говорит, что не что стоит пытаться вторить Западу, надо гордиться тем, каковы турки на самом деле, показать миру свою жизнь, полную особенных традиций, привычек, характеров. И Музей создан именно для этого.
Многие стамбульские районы и поныне хранят атмосферу 40-х 60-х 70-х годов теперь уже прошлого века – длинные узкие улицы, деревянные здания, на проезжей части босоногие мальчишки играют в футбол, старьевщики с тележками собирают разный хлам, точильщики ножей громкими криками зазывают клиентов. Чистильщики обуви, уличные торговцы, старьевщики. Давайте и мы пройдемся по слегка озябшим улицам зимнего Стамбула.
Продавец соков: щедрой рукой нальет вам стакан апельсинового сока за 1 лиру (16 рублей) или гранатового - за 2 лиры
Рыбный рынок возле Галатского моста. Представляете какие тут стоят ароматы? Нет, вы только представьте - как при вас кидают в кипящее масло свежепойманную хамсу и обжаривают на гриле ставридку.
Симиты - самый ходовой товар в Стамбуле: их любят и покупают и студенты и бизнесмены и туристы
и жареные каштаны
Внезапно подумалось:
А ведь Фюсун и Кемаль в начале 70-х непременно ходили по тем же улицам, по которым я сейчас иду к Музею невинности! Вот сейчас обойду площадь Таксим, пройду по улице Истикляль, сверну налево и пойду по крутому склону к улице Чукуруджма...
По этим узким крутым улочкам влюбленный Кемаль ходил каждый вечер в гости к Фюсун, только для того, чтобы вместе с ее родителями чинно посмотреть телевизор, поймать украдкой ее взгляд, и...стащить тайком очередную чайную ложечку или ее заколку для волос...
Поэтому и я иду, намеренно замедляя шаг, чтобы не пропустить незаметные на первый, беглый взгляд, приметы: витрины, прохожие, фасады, двери с кованными замками, магазинчики с антиквариатом. Не могу не заметить, что жизнь не стоит на месте, и новые красавицы вдохновляют уличных художников Стамбула.
А потом, я заблужусь в этих узких извилистых улочках, и красивая жительница Стамбула приблизительно 60-ти лет от роду в элегантной норковой шубке покажет мне правильную дорогу...к дому Фюсун. И я подумаю: А ведь эта женщина сегодня почти одного возраста с героиней романа Памука...если бы та осталась жива...
Ну вот и пришли! Темно-бордовое здание слева - это и есть музей.
Если Вы пойдете в поисках музея от площади Таксим, спрашивайте дорогу к улице с запоминающимся названием ЧУКУР ДЖУМА, или просто: музей Орхана Памука и смотрите на карту. Удачи!
Карта: The Museum of Innocence / Masumiyet Müzesi, Firuzağa Mh., Çukur Cuma Cd No:24, Istanbul (пешком)
Источник: мой аккаунт
Все фотографии, использованные в публикации, принадлежат мне