Стою я как-то в поликлинике в очереди по делам своим скорбным. Вдруг сзади меня женщина говорит:
- Извините, пожалуйста, что беспокою, но вы ведь Апокалипсия Армагеддоновна?
Кротко соглашаюсь. Ибо это действительно я. А она продолжает:
- Как хорошо, что я вас встретила. Ко мне недавно сын в гости приезжал, просил, если увижу, передать вам огромную благодарность. Вы ему очень помогли.
И называет имя сына. Конечно, я его вспомнила. Таких учеников не забывают!
***
Это было очень давно, когда ЕГЭ еще не шагал по всей стране, а вводился только в пилотных регионах. Мы как раз и были таковым. И тогда можно было выбирать формат выпускного экзамена: традиционный или ЕГЭ.
Училась у меня очень умная группа. И этот мальчик как раз начал заниматься в ней. Надо сказать, они все очень любили во всем посомневаться и поспорить.
- А почему здесь the? Нет, а если вот для меня это единственный предмет в своем роде?
То есть по делу они спорили. И для разрешения спорных вопросов мне часто приходилось дополнительно лазить в учебники, справочники, словари, интернет. Причем они тоже лазили. Так что мы в споре рождали истину. Я вообще таких детей люблю, которые все подвергают сомнению, до всего доходят своим умом.
Так вот, после 9 класса мальчик пришел ко мне и решительно сказал:
- Я все обдумал и для себя все выработал. Я решил поступать в МГИМО или в МГУ. Для этого мне нужны русский, английский, история и общество. И я хочу в течение 10-11 класса сосредоточиться именно на этих предметах и олимпиадах по ним. Можно у вас заниматься индивидуально, причем чтобы готовиться именно к вступительным экзаменам в эти вузы?
Можно, отчего ж нельзя. Тем более, я МГУ сама оканчивала, экзамены сдавала, так что я примерно знала, что там требуется.
Что ж, начали заниматься. Мальчик пашет, как слон. Причем меня все время удивляло, что для него даже самая занудная работа интересна. Вот как-то мы весь урок раскрывали скобочки на времена. Под конец он мне:
- Ой, как быстро урок прошел, я и не заметил. Очень интересно было.
Вот эта нудятина – интересно? ))
Так он еще в школе революцию устроил. Со своими друзьями, с которыми у меня начинал в группе. Там учительница любила дать им задание на перевод и идти с другой учительницей в лаборантскую – чай пить. Эти личности собрались и потребовали, чтобы им давали больше разнообразных заданий, а не только переводы. Например, хотя бы аудирование. И, как мне удовлетворенно сказал мальчик:
- Уроки стали проходить гораздо живее и интереснее.
То есть сами себе усложнили урок (так бы сидели, потихоньку с ГДЗ переводы списывали) – и им стало интереснее. ))))) Не, ну хорошие ребята, правда.
Что касается остальных предметов – там было еще лучше. Он «шел на медаль» (и получил ее). Интересовался политикой и общественной жизнью в целом. Например, он мне рассказал, что утром перед школой обязательно смотрит новости. Вечером – тоже три новостные передачи по разным каналам. Очень увлекался чтением исторической и документальной прозы. Газеты вместе с дедушкой читал!
Насколько я помню, по региону него всегда были первые места по истории и по обществознанию. Он мне как-то рассказал немного. Например, на олимпиаде по истории встретился такой вопрос. Был какой-то выдающийся русский снайпер, который стоял костью в горле чуть не у всей немецкой армии. И командование выделило какого-то особо выдающегося немецкого снайпера, чтобы он этого русского убрал. Кажется, наш в результате победил. В общем, нужно было назвать фамилии этих снайперов. Понятно, что в задании это более цивилизованно было сформулировано, я пересказываю в общих чертах.
И мальчик этот мне так спокойно называет фамилии снайперов.
- Я, - говорит, - как раз недавно об этом фильм смотрел. Я вообще историей этой войны очень увлекаюсь и много по ней читаю. И еще стараюсь документальные фильмы смотреть.
Это я все к тому, что он сам такой увлеченный, не из-под палки. И знания, как видите, имелись. Включая очень мелкие нюансы, как вот эти фамилии.
Но к этим знаниям был еще и холодный расчет. Опять приведу пример. Тогда обязательное когда-то сочинение сдавали так: либо сочинение, либо изложение, либо литература в формате ЕГЭ. Причем формат можно было изменить прямо на экзамене. Допустим, прослушал текст изложения – сложно. Ладно, пойду на сочинение. И тут не нравится? Пойду на тест. Или обратно на изложение.
Мальчик бегать никуда не стал, а сразу выбрал формат ЕГЭ. Спрашиваю, почему.
- Потому что для медали надо сдать на «пять». С сочинением и изложением могут быть проблемы – пару ошибок сделаю, это уже не «пять». А в формате ЕГЭ надо набрать от 65 баллов. Это значительно проще. Можно несколько ошибок сделать, и это на оценку не повлияет.
Причем так получилось, что он вообще сдавал этот экзамен один в аудитории. И плюс три тетеньки – экзаменационная комиссия. Я его потом спросила:
- А не страшно было? Вы один, и только учителя. Не нервничали? Они же все время на вас смотрели, других-то не было.
Нет, наоборот, так было даже лучше. Никто не шумел, не мешал сосредоточиться.
Итог. В МГИМО мальчик недобрал один балл. В МГУ поступил. Кажется, специальность называлась «мировая политика» или «мировая история». Это я знала, потому что он мне звонил и рассказывал. Кстати, и жил потом в ДСВ – в той же общаге, что и я когда-то. Чуть ли не на том же этаже. )))
***
А теперь то, что рассказала мама. У него все прекрасно, работает в посольстве то ли в Иране, то ли в Ираке (я не запомнила). Женат, двое детей. Родителям регулярно высылает очень хорошие денежные суммы, плюс раз в год отправляет куда-нибудь отдыхать.
А лично мне спасибо за то, что помогла поступить (хотя он сам же вон как занимался, чего уж там). И за то, что благодаря мне он понял, в каком направлении надо двигаться. И то, что начиналось как:
- Тут какие-то курсы английского есть, пойдешь?
Переросло в выбор профессии. Потому что историей и обществознанием он и до меня увлекался, а вот английским – нет. А без английского он бы на желаемые направления не поступил.
Что тут сказать? Приятно, черт возьми. ) И мальчик, то есть уже не мальчик, но муж, молодец.
Правда?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Примерно об этом же:
Наши поступки возвращаются бумерангом или как мы учили сестру и брата
Вот о чем я писала 20 июля в прошлом году:
И снова о проблеме бесплатного сыра, а также о том, что никто не хочет напрягаться