Найти тему
Так сказал Даулетжан

Ватерлоо Трампа. Почему он проиграл выборы

Ровно 3 года назад написал аналитическую заметку про Трампа, который был в зените своей президентской деятельности. Где высказал суждение, что у 45-ого руководителя США для переизбрания на второй срок практически не остается шансов. До президентских выборов в Америке, и связанных с ними резонансных событий, оставалось два года.

Любопытно вернуться к своим прежним прогнозам, сравнить, как они оправдались в реалиях. Проверить, так сказать, репрезентативность выводов. Итак, что было написано 19 июля 2018 года:

Основная причина проигрыша Трампа в его маргинальности - он не человек системы. Пробившись к власти благодаря лазейкам демократии, Трамп так и остался чужим среди своих. Для упрочения собственного положения он продолжил привычную стратегию популизма.

Скажем, бомбардировка Сирии. Это когда Белый Дом предупредил о предстоящей бомбардировке Россию, после чего об этом становится известно Дамаску. И в итоге десятки американских крылатых ракет обрушиваются на опустевшие авиационные ангары, в которых, кроме аварийного хлама, уже больше ничего нет. Практический эффект нулевой, но Трамп доволен - он произвел впечатление сильного парня.

В общем, для упрочения собственного положения Трамп начал гонятся за пиар-эффектами. Встреча с корейскими и российскими лидерами - это эпизоды из этой стратегии. И если по корейской встрече американская общественность сохранила недоуменное молчание, то после Хельсинки терпение политической элиты США иссякло и она обрушилась на Трампа с гневной критикой. Причина такой реакции в том, что американская система - это очень устойчивая политическая модель власти, которая держится на своих ценностных императивах. Неукоснительное следование им обеспечивает устойчивость системы - примерно, как езда на велосипеде. Сумбурная и непоследовательная политика Трампа перечеркивает этот плавный ход, что приводит к весьма существенным издержкам.

Скажем, Трамп обещал и перевел посольство США из Тель-Авива в Иерусалим. К ликованию и радости еврейского лобби. Но это пошатнуло влияние и авторитет США в мусульманском мире, снизило его роль в урегулировании ближневосточного конфликта. Не все в США этим довольны, поскольку геополитические интересы этой сверхдержавы не ограничиваются масштабом интересов Израиля и его лобби. И в союзнической связке США-Израиль ведущая роль принадлежит, все-таки, Америке, а не его ближневосточному сателлиту.

В отношениях с Россией наблюдается примерно такая же картина. Неуверенность Трампа на переговорах в Хельсинки вызвала раздражение американской элиты, поскольку она рассчитывает на более решительное продвижение американских интересов по всему миру. Трамп был бы и рад так поступить, но он не чувствует поддержки американской системы, в силу своего маргинального положения среди правящей элиты, у него нет ощущения надежности тыла и нет прочной опоры во власти. Поэтому вся его политика носит чисто ситуативный, поверхностный характер.

Трамп во время своей предвыборной кампании часто критиковал президента Обаму, но сейчас оказался в его положении и фактически повторяет все его ошибки. Поскольку и тот, и другой были маргинальными фигурами в американском истеблишменте, вознесшимися на политический Олимп в силу политического момента и протестных настроений электората. Но если Барака правящая элита США еще терпела в силу политической целесообразности, то вот у Трампа шансов на второй президентский срок практически уже не остается.