Найти тему
ARTLIFE MOSCOW

Художником рождаются или становятся? Интервью с итальянским гиперреалистом Эмануэле Дасканио

Итальянский художник Эмануэле Дасканио считается одним из лучших гиперреалистов, чьи картины находятся в государственных и частных коллекциях в разных странах, а временные выставки ежегодно проходят по всему миру. Он рассказал ARTLIFE о том, как почтальон и мойщицы посуды научили его живописи, в чём заключён художественный гений, как стать неприкасаемым для критики и почему размышления о смерти необходимы для полноценной жизни.

Эмануэле Дасканио
Эмануэле Дасканио

Что в вашем понимании значит быть художником?

На мой взгляд, быть художником значит переживать внутреннюю войну, которая ведет к миру. Обычно от художника требуется мужество, чтобы быть самим собой. Я считаю, что только нормальный, адекватный, но подлинно знающий себя человек может стать великим художником.

Что, по вашему мнению, отличает художника от других?

Способность повиноваться. Повиновение — это прекрасный акт переваривания информации. Художник опустошает себя, чтобы стать частью информации, обработать ее и стать свободным в этом процессе трансформации. Это слом парадигмы в умах большинства, но художник свободен, если он подчиняется. Прежде всего, подчиняется силе искусства и его высоким требованиям.

Ваши главные учителя — кто они?

В своей жизни я занимался не только искусством. К сожалению (или к счастью) мне пришлось пройти много шагов, прежде чем я смог добиться некоторого успеха на этом поприще. В юности я выполнял временную работу, чтобы иметь возможность поесть. Лучшими учителями живописи для меня были обычные люди: те героические дамы, которые научили меня мыть посуду на больничных кухнях, и даже тот ребенок, мой бывший коллега-почтальон. Все эти навыки, знакомства, впечатления были направлены на работу и учебу в ателье моего мастера Джанлуки Короны, который помог мне перенести их в мой способ создания искусства. Когда ко мне пришёл успех, все вокруг были поражены. Но я во многом обязан ему теми знаниями, которые почерпнул от скромных людей, обычных тружеников.

Что больше всего вы любите и не любите в своей профессии?

Мне нравится свобода учиться, чтобы уметь управлять собой. И мне не нравится рынок искусства и его элитарная и геронтократическая модель. На протяжении большей части своей карьеры мне приходилось сотрудничать и много раз даже зависеть от неподходящих и некомпетентных людей. К счастью, сегодня это уже не так, потому что я достиг статуса, который позволяет мне иметь больший вес в контрактах, а надежность моего персонального бренда опережает меня на всех переговорах. Сегодня я работаю только с людьми и учреждениями, которые считаю действительно профессиональными, но должен признать, что в начале моей карьеры это было совсем непросто.

Эмануэле Дасканио. Libertas Charcoal
Эмануэле Дасканио. Libertas Charcoal

Реализуете ли вы себя в каких-то еще видах искусства/творчества, помимо живописи?

На данный момент я интересуюсь криптоискусством и NFT и уже присутствую на одной из самых важных платформ. Кроме того, что очень важно, я собираюсь внести еще одно изменение в технику, на которой я буду развивать свое искусство. В прошлом я переходил с холста и масляных красок на бумагу и графит, в ближайшем будущем я перейду с бумаги и графита на кожу и чернила. В своем творческом путешествии я никогда не боялся совершать эти важные прыжки в неизвестность.

На ваш взгляд, художнику нужно профессиональное образование? В чем оно помогает, в чем ограничивает?

Мое мнение таково, что художник — это такая же профессия, как и любая другая. И она требует технических и интеллектуальных навыков. Художник не является художником, если он не получил сильного образования. При этом я склонен не верить в институциональную природу различных моделей образования, которые очень часто (как показывает мой опыт) разочаровывают. Но действительно важно, чтобы человек, который хочет развиваться как художник, мог найти учителя или школу, достойную его таланта и амбиций.

Художником рождаются или становятся? Что важнее — талант или труд и самодисциплина?

Я твердо убежден, что человек не рождается художником, а становится им в силу определенных случайных обстоятельств. Как гений. У каждого есть свои способности и талант, но также образование, географическое положение, общество и личный опыт будут определять индивидуальный выбор желания быть художником или индивидуальный рост в этой сфере. На самом деле, для меня концепция «быть» художником не работает, но зато работает концепция «создания» искусства. Вы художник только в том случае, если вы творите, а чтобы творить, вам нужна вся эта сеть аспектов, описанных выше.

Какие качества необходимы художнику, чтобы успешно реализоваться в профессии?

За исключением качеств, необходимых для создания хорошей художественной продукции, для успеха необходима сильная устойчивость и еще более сильное сопротивление унижению. Структурированный предпринимательский склад ума, конкретность художественного видения и способность к решению проблем.

Эмануэле Дасканио. Depositio Maddalenae
Эмануэле Дасканио. Depositio Maddalenae

Сталкивались ли вы когда-либо в своей карьере с синдромом самозванца, низкой самооценкой? Что помогло вам поверить в себя?

Никогда не страдал этим синдромом. Я руководствуюсь постулатом «Познай самого себя». Это знание моих пределов и моих способностей проистекает из моего способа создания искусства. Я очень уверен в себе именно потому, что хорошо осознаю свои пределы и свои недостатки. Я уверен и буду уверен в себе до тех пор, пока буду упорно трудиться, чтобы заполнить все свои пробелы. Требуется определенная степень невежества, чтобы быть уверенным в себе, и я осознаю, что я очень невежественен.

Как вы относитесь к критике? Что помогает не опускать руки и продолжать верить в себя, когда ваши работы критикуют?

Я слушаю только конструктивную критику, деструктивная критика на меня нисколько не влияет. Я намного сильнее любого, кто пытается уничтожить мое искусство, я неприкасаем для них. Но я охотно позволяю «обнимать» себя любому, кто пытается заставить меня задуматься о важнейших аспектах моей работы и добиться дальнейших улучшений.

Корректируете ли вы изначальную идею картины в процессе её написания? Как вы относитесь к импровизации в процессе работы?

Никогда мой способ создавать произведения искусства не предполагает только воплощение хорошо продуманной идеи. У меня есть бесконечное количество возможностей передумать, прежде чем приступить к своим работам, и это то, чем я на самом деле занимаюсь. Мое произведение — это краткое изложение всего процесса художественного путешествия.

Есть ли у ваших работ общая идея, посыл? Чем вам близки именно эти темы?

У меня есть желание не бояться показать себя человеком. Я хочу показать, что совершенства не существует, и крайне важно, чтобы его не существовало, если кто-то хочет выжить в динамичном замкнутом мире или системе. Роль художника состоит в том, чтобы показать потенциал дефектов и избыточности. Дефект в этом случае становится чистой красотой. Смерть, «дефект» и совершенство необходимы для развития, изменения и поддержания жизни в ее многочисленных творческих формах.

Что движет мной каждый день? Я хочу попытаться умереть удовлетворенным. Это мой великий проект. У нас не так много времени, чтобы попытаться умереть удовлетворенными. Мы не знаем (или не хотим знать), но мы делаем все в жизни, чтобы добраться до этого мимолетного, неочевидного, нетривиального момента. Это действительно великий, амбициозный проект, в котором очень немногим людям по бесконечным причинам суждено жить — или не жить. Это моя большая надежда.

Умереть удовлетворенным — это один из самых красивых, важных, наполняющих и наполненных субъективным смыслом (я не верю в «смысл жизни») переживаний своего существования. Я даже не верю, что жизнь действительно существует. Я верю в простоту того, что существование — это концептуальная разработка, связанная с энтропийным колебанием материи, колебанием, подобным любому другому в пространстве-времени. Но, может быть, я ошибаюсь. И, может быть, вы тоже (улыбается). Что значит умереть удовлетворенным? Это значит оставить богатство и процветание тем, кто придет после меня, чтобы у них тоже была возможность умереть удовлетворенными. Эта мысль очень отрезвляет. Она очень помогает по-настоящему жить.

Эмануэле Дасканио. The Father does not want a divorce with Die Mutter. This is my Father
Эмануэле Дасканио. The Father does not want a divorce with Die Mutter. This is my Father

Кем вы восхищаетесь? Что цените в этих людях?

Я действительно восхищаюсь людьми, которые могут искренне улыбаться простым вещам. Скромными, открытыми и щедрыми в чувствах людьми.

Что в жизни вас восхищает больше всего?

Я знаю, что я скучный, но я считаю, что если нам и есть чем восхищаться в жизни, то это создано усилиями людей, которые пожертвовали собой, чтобы оставить нам наследие, которым мы можем восхищаться. Но это осознание заставляет меня ужасно восхищаться каждым отдельным моментом и каждой, казалось бы, бесполезной деталью этого мира.

Своему искусству создавать гиперреалистичные картины в графике Эмануэле Дасканио научит на эксклюзивном мастер-классе, который пройдет в рамках IV Международного интерактивного фестиваля современного искусства ARTLIFE 26 октября в ЦВЗ «Манеж».

Пообщаться с художником, который так глубоко понимает живопись — это великая удача и ценность. А перенять от него вживую технику работы графитом и углём и научиться создавать завораживающие монохромные портреты — ещё большая удача. Подробнее познакомиться с программой мастер-класса и забронировать участие можно на официальном сайте фестиваля.

Мероприятие реализуется при поддержке Департамента культуры города Москвы.