30,6K подписчиков

Архитектор фон Голи: модерн, религиозные постройки и творческий дуэт с другом по университету

554 прочитали

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой творчеству этого прекрасного зодчего, к его дню рождения!

Сегодня я постараюсь рассказать вам всё самое интересное об этом, без сомнения, выдающемся архитекторе, постройки которого вы, скорее всего, хорошо знаете, тогда как фамилия его, увы, совсем не на слуху. Попробую это исправить!

И не удивляйтесь заголовку данной статьи: в нём я действительно перечислил отличительные черты фон Голи, и скоро вы сами в этом убедитесь!

Биография

О жизненном пути Густава фон Голи известно критически мало: в открытых источниках указаны лишь общие факты, а в специализированной литературе фамилия архитектора и вовсе почти не встречается. Но я постарался собрать по крупицам любую информацию о Густаве Густавовиче - и далее я представлю вам результаты моих поисков.

Густав Густавович фон Голи родился 19 июня 1861 года в Петербурге в семье немецкого поданного Юлиуса Людвига Густава фон Голи. В 1882 году Густав поступил в Императорскую Академию Художеств. За время обучения фон Голи был удостоен малой и большой серебряных медалей, а в 1888 году Густав Густавович получил аттестат как "окончивший академический курс наук". Однако фон Голи продолжил обучение в Академии Художеств, и лишь в ноябре 1893 года он был удостоен звания классного художника 1-ой степени, которое официально позволяло ему заниматься самостоятельной архитектурной деятельностью!

Высока вероятность того, что именно в Академии Художеств зародилась дружба двух прекрасных зодчих: Густава фон Голи и Германа Гримма - в дальнейшем эти архитекторы неоднократно работали вместе, создавая проекты в "тандеме". И об этом я ещё расскажу несколько подробнее далее - когда мы с вами будем рассматривать творческую деятельность героя данной статьи.

К самостоятельной архитектурной деятельности Густав фон Голи приступил через три года после получения звания классного художника: и первой его работой стало строительство здания для общества распространения религиозно-нравственного просвещения, штатным архитектором которого числился Густав Густавович. По этой же причине в будущем фон Голи спроектировал ещё несколько зданий по заказу этого же общества, а также ряд построек от других заказчиков на тему религии.

Впрочем, общество религиозно-нравственного просвещения было не единственной организацией, в штате которой числился Густав фон Голи. Так, в 1900-х годах (вплоть до 1913 года) Густав Густавович служил архитектором Министерства Иностранных дел, был почётным членом дома Анатолия Демидова, а с 1906 года и вплоть до революции он также был архитектором экспедиции заготовления государственных бумаг. Так что большую часть заказов фон Голи получал в рабочем порядке, и его участие в конкурсных проектах и работа по частным заказам сводилась к минимуму.

Что касается личной жизни Густава фон Голи, то тут всё довольно сложно. Я обращался к разным источникам, связанным с генеалогией, и все они выдали мне информацию, в которую мне трудно поверить. Дело в том, что мамой Густава фон Голи была Жозефина Генриетта фон Голи (до замужества - Китнер). Следовательно, дядей Густава фон Голи был выдающийся архитектор Иероним Китнер (автор здания общества поощрения художников на Большой Морской и особняка Зигеля на Марата). Но при этом во всех источниках указывается, что Густав фон Голи был женат на Евгении Иеронимовне Китнер.

И вот тут всё становится сложно. Мог ли Густав Густавович быть женат на своей двоюродной сестре, или перед нами ошибка архивных данных? Я не берусь делать выводов на этот счёт - доподлинной информации на эту тему я всё равно не смог найти (в открытых источниках её просто нет). Так или иначе, из всего этого можно сделать один вывод - Густав фон Голи имел родственные связи с семейством Китнеров, и, в каком-то смысле, это тоже могло помочь ему в карьерном продвижении. Впрочем, учитывая талант Густава Густавовича, ему и не нужно было особое протежирование.

Ещё одна загадка в биографии фон Голи - его последние годы жизни. После Октябрьской революции он буквально пропадает из всех источников (что, впрочем, было нормальным для того времени). В качестве года смерти Густава Густавовича принято указывать две возможные даты - 1920 и 1928 годы. Какая дата из этих двух является верной - увы, неизвестно.

Ну а на этом я заканчиваю рассмотрение загадочного жизненного пути фон Голи - давайте лучше перейдём к рассмотрению его творческого наследия, к которому лично у меня гораздо меньше вопросов. В конце концов, творения архитектора всегда перед нами - и их мы можем анализировать самостоятельно, не боясь утраты каких то архивных данных!

Общество распространения религиозно-нравственного просвещения

Дата постройки: 1896 год

Адрес: набережная Обводного канала, 114

Первой крупной работой Густава фон Голи стало строительство здания для Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Разумеется, никакого конкурса на этот проект не проводилось, так как Густав Густавович был штатным архитектором этого общества.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...

Общество распространения религиозно-нравственного просвещения было учреждено в 1881 году. Его лавной целью была популяризация религии и объяснения её основ людям не через богослужения, а с помощью лекций и бесед. И по началу у общества не было нужды даже в храмах, однако в 1891 году, в связи с десятилетием общества, было принято решение построить церковь Святой Троицы с примыкающим к ней залом для духовных бесед. Место под храм выделили на углу Стремянной и Марата. В 1891 году построили временный деревянный храм, а к 1893 году завершили строительство каменной церкви (увы, она до наших дней тоже не сохранилась).

Вы скажите - а как это всё связано с архитектором фон Голи? А дело в том, что деревянную церковь решили не сносить: её перенесли на новое место - на Обводный канал, по соседству с Варшавским вокзалом. А спустя ещё несколько лет рядом с этой церковью тоже решили построить отдельное помещение, которое включало в себя и зал для духовных бесед, и церковную типографию, и прочие, скажем так, административные помещения (вплоть до школьных классов). И вот уже этим делом занялся Густав фон Голи!

Про архитектуру этого здания рассказывать особо то нечего: простое кирпичное здание рубежа 19-20 веков, коими в то время была обильно застроена вся округа Варшавского вокзала. Так что первой работой фон Голи стала средовая застройка - с ограниченным бюджетом и минимумом декора.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-2

Из необычного я бы отметил прорезанную в здании арку, сквозь которую проходит тротуар. Увы, мне не удалось выяснить - когда именно в здании пробили целый пешеходный тоннель. Но я очень сомневаюсь, что его автором был Густав фон Голи - скорее уж перед нами следы более поздних переделок.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-3

Хотелось бы также обратить внимание на то, что долгие годы здание использовалось по своему прямому назначению. И лишь в советское время его решили переделать сначала в дом культуры, а потом в нём и вовсе разместили музей Октябрьской железной дороги.

Доходный дом Кейбеля

Дата постройки: 1899-1901 год

Адрес: улица Большая Зеленина, 33, Барочная улица, 2

(Возможно в проектировании здания принимал участие Герман Гримм)

Куда интереснее следующая работа фон Голи - доходный дом Кейбеля, прозванный в народе "домом с башней Рапунцель" за уникальный эркер, украшающий угловую часть постройки.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-4

Тем интереснее тот факт, что изначально Густав Густавович спроектировал дом Кейбеля без изысков: на чертежах, поданных в городскую управу для согласования строительства, мы видим обыденную, можно даже сказать рядовую постройку. Она представлена на чертеже ниже.

Источник: ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.7727. Л.27-29. Фото взято с сайта Citywalls.ru, добавлено на сайт Lonely Walker
Источник: ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.7727. Л.27-29. Фото взято с сайта Citywalls.ru, добавлено на сайт Lonely Walker

И уже в процессе строительства фон Голи, по абсолютно неизвестным нам причинам, решил скорректировать проект, придав угловой башне уникальный облик, а также разнообразив оконные проёмы и их сандрики.

Смею предположить, что изначальный вариант подавался в городскую управу в спешке: нужно было быстрее начинать строительство, а фон Голи просто не успевал доделать проект - в управу подали черновой вариант, а в дальнейшем его обогатили декором. Другой вариант: заказчик решил вложить больше средств в своё детище в процессе строительства. Впрочем, эта версия кажется мне менее правдоподобной, так как заказчиком этого доходного дома был Альберт Юльевич Кейбель - один из членов семейства Кейбелей, изготавливавшего медали и ордена для героев Российской империи. Другими словами, заказчик был богатым человеком, и вряд ли он изначально решил бы экономить на строительстве собственного дома.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-6

Также существует и ещё одна версия, которая, правда, на данный момент не имеет точного подтверждения. Дело в том, что в архиве Академии Художеств хранится сборник чертежей и зарисовок друга и товарища Густава фон Голи - Германа Гримма. И вот на одном из таких рисунков отчётливо видна башня доходного дома Кейбеля. Таким образом, можно предположить, что совместная плодотворная деятельность архитекторов Гримма и фон Голи началась именно с дома Кейбеля!

Фото взято с сайта Государственного каталога Музейного фонда РФ goskatalog.ru. За эту находку хочу сказать спасибо пользователю citywalls Valery,, который поделился данной информацией в комментариях на сайте! Ссылка на обсуждение - https://www.citywalls.ru/house989.html
Фото взято с сайта Государственного каталога Музейного фонда РФ goskatalog.ru. За эту находку хочу сказать спасибо пользователю citywalls Valery,, который поделился данной информацией в комментариях на сайте! Ссылка на обсуждение - https://www.citywalls.ru/house989.html

Так или иначе, в своём итоговом виде дом Кейбеля стал одной из самых интересных и выдающихся жилых построек не только Петроградской стороны, но и всего Петербурга! Ну и, без сомнения, это здание прославило Густава фон Голи - после него он стал получать ещё больше заказов, а, следовательно, он стал возводить ещё больше интересных творений, о некоторых из которых мы с вами будем говорить далее.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-8

Доходный дом П. Я. Прохорова

Дата постройки: 1900-1901

Адрес: 3-я линия Васильевского острова, 26

Совместно с: Германом Гриммом

Примерно в это же время Густав фон Голи, совместно с Германом Гриммом (в этот раз факт совместной работы подтверждён документально), спроектировали и возвели ещё один доходный дом, но уже на Васильевском острове и по заказу куда менее обеспеченного заказчика - купца Павла Прохорова. А потому это здание и выглядит гораздо скромнее дома Кейбеля - однако архитектура у него всё равно очень и очень интересная!

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-9

В этой постройке впервые проявляется черта, присущая практически всем "парным" работам фон Голи и Гримма - эркер, расположенный в боковой части фасада, и увенчанный стрельчатым завершением (в данном случае - остроконечным щипцом).

Как ни странно, данная деталь стала характерным атрибутом почерка именно совместных работ этих двух архитекторов, тогда как в их индивидуальных постройках такая деталь встречается чуть реже.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-10

Важно отметить, что стрельчатые мотивы характерны для готической архитектуры, которой и вдохновлялись фон Голи и Гримм. Помимо остроконечных деталей, на фасаде также встречаются декоративные машикули (имитация крепостных бойниц, которую чаще всего размещают под карнизом здания, вызывая тем самым у зрителя ассоциации с крепостной средневековой постройкой).

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-11

Отсылки к готике здесь не случайны: дело тут не только в личной симпатии архитекторов к этому стилю (хотя данный фактор тоже имеет значение), но ещё и в окружении дома Прохорова. Дело в том, что буквально в ста метрах от здания располагается Лютеранский Михайловский собор - один из самых ярких образцов петербургской неоготики. И не случайно фон Голи и Гримм добавили на фасад своей постройки острый щипец - он идеально сочетается с высокой башней собора, задавая тем самым особый ритм 3-ей линии Васильевского острова!

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-12

К сожалению, в наши дни фасад доходного дома Прохорова находится не в лучшем состоянии. Но даже так постройка фон Голи смотрится презентабельно - и отвалившаяся в некоторых местах штукатурка не мешает восприятию этого памятника архитектуры!

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-13

Собственный доходный дом Г. Г. фон Голи

Дата постройки: 1901-1902

Адрес: Кронверкский проспект, 61, улица Лизы Чайкиной, 28

Несколько лет активной и плодотворной работы позволили фон Голи построить собственный доходный дом - единственный в его практике. Место для строительства было выбрано перспективное: Кронверкский проспект, на углу с Гулярной улицей (ныне Лизы Чайкиной).

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-14

Собственный доходный дом фон Голи выдержан в стилистике немецкого модерна (югендстиля) с характерными для него отсылками к барокко: оттого он так сильно похож на некоторые работы главного представителя этого стиля в Петербурге - Василия Шауба. Вспомнить хотя бы дом Горбова на Австрийской площади или доходный дом Фогеля на Суворовском: такие же плавные фигурные щипцы, такая же цветовая гамма и схожая отделка, похожие элементы декора. Но поймите меня правильно: я говорю именно о стилистической схожести, никакого плагиата тут нет и быть не может - хотя бы потому, что Шауб и фон Голи создавали дома в югендстиле буквально одновременно!

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-15

В этом здании фон Голи уделил особое внимание украшениям фасада: нельзя сказать, что собственный доходный дом фон Голи перенасыщен декором - нет, его тут вполне в меру, местами даже фасад выглядит скромно. Но стоит приглядеться к дому повнимательнее, и перед вами предстанут особенные детали: и очень оригинальные маскароны (маска девушки с оригинальной прической, напоминающей карэ - редкое для тех лет явление), и милые скульптуры, держащие в руках гирлянду.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-16

Дополняют картину эркеры, коих на фасаде три: два со стороны Кронверкского, и один со стороны Гулярной улицы. Причём эти эркеры немного различаются: на Кронверкский проспект выходит два симметричных эркера на два этажа с завершением в виде небольшого ажурного балкончика, а к Гулярной улице обращён эркер в три этажа и без балкона. Что примечательно - все три эркера практически не имеют декоративных украшений и не сильно выделяются из основной плоскости фасада.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-17

А вот если заглянуть под эркеры, то вы обнаружите там кое что интересное, а именно: два маскарона гримасничающих существ как бы придерживают основания каждого эркера. Особого значения у этих маскарон нет - это просто декоративное шуточное украшение - довольно популярный приём в модерне.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-18

В перспективе Кронверкского проспекта здание выглядит не очень презентабельно: фон Голи будто бы нарочно отказался от украшения угловой части в угоду создания двух равноценных фасадов, выходящих на обе улицы, и одинаково привлекающих к себе внимание зрителей. Вот только фасад по Гулярной (Лизы Чайкиной) улице перекрывается соседним зданием, построенным на десять лет позже архитектором Фуфаевским. Такая вот локальная градостроительная ошибка.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-19

Отмечу, что фон Голи некоторое время жил в этом доме со своей семьей. Однако не только ему пришёлся по вкусу этот доходный дом - в разное время в нём жили и другие архитекторы: Михаил Дубинский, Александр Конарев, Александр Гегелло.

Дом Общества религиозно-нравственного просвещения

Дата постройки: 1899-1902

Адрес: Стремянная улица, 20

Совместно с: Германом Гриммом

Достаточно беглого взгляда чтобы определить, что перед нами совместная работа фон Голи и Гримма: снова акцент на углу здания, но в этот раз не с щипцом, а с полноценной остроконечной башенкой! Да и заказчик тоже намекает: напомню, что и фон Голи, и Гримм работали на общество религиозно-нравственного просвещения, так что строительство дома по их заказу, само собой, было их задачей.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-20

Дом общества религиозно-нравственного просвещения возводился по соседству с уже упомянутой ранее церковью Святой Троицы. Правда построили его через несколько участков от храма - по всей видимости, свободной земли под продажу по соседству на тот момент уже не оставалось.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-21

Конечно же, главной доминантой здания стал эркер с завершением в виде башни - это очень выразительная деталь, которая, как и в случае с домом Прохорова, отлично сочеталась с высокой колокольней церкви Троицы. Жаль, что в наше время данная отсылка бесследно утрачена.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-22

Кроме этого, на фасаде здания сохранилась табличка, на которой содержится информация о здании: она гласит, что в этом доме, помимо жилых помещений, располагались также Троицкая школа и склад с религиозной литературой. Примечательно, что эта табличка является мозаикой - она была выложена на фасаде выдающимся мастером-мозаичистом Владимиром Фроловым.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-23

Радует, что хоть здание и не сохранило своего изначального назначения, однако краткая историческая справка на его фасаде всё ещё присутствует - тем более что она и сама по себе является, в какой-то степени, произведением искусства!

Церковь Воскресения Христова на Обводном канале

Дата постройки: 1904-1908

Адрес: набережная Обводного канала, 116

Совместно с: Германом Гриммом и Андреем Гуном

Не просто так я подробно рассказывал вам об истории первой постройки фон Голи, а также о деревянной церкви, которую перенесли со Стремянной на Обводный канал. А всё дело в том, что у истории этой церкви было логическое продолжение в виде строительства нового, кирпичного храма!

При церкви Воскресения Христова работали общество религиозно-нравственного просвещения и Александро-Невское общество трезвости, а также школа и типография. В какой-то момент храм стал центром общественной жизни на Обводном канале (тем более что в те времена район считался промышленной окраиной, а потому храм пользовался большой популярностью среди рабочих).

Количество прихожан с каждым годом росло, и в какой-то момент возникла потребность в новом, каменном храме. Средства на него были собраны за шесть лет силами прихожан, а также при поддержке видного благотворителя купца Парфёнова. Для составления проекта были приглашены три архитектора: уже хорошо знакомые нам Герман Гримм и Густав фон Голи, а также более опытный зодчий Андрей Гун, который выступал скорее в роли наставника (или надзорного лица), а также работал над интерьерами.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-24

Воскресенский храм был выстроен в неорусском стиле - ответвление стиля модерн, в котором архитекторы создают классический русский храм с использованием современных технических достижений. То есть, зодчие как бы предполагают: "как старинный храм могли бы построить предки, если бы у них были те же технологии, что есть у нас".

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-25

Отсюда и крайне необычный купол храма, выполненный целиком из железобетона, и крупные свободные пространства на фасаде (внутри здания полезное свободное пространство - тоже заслуга железобетона), и необычный облицовочный материал (кирпич и песчаник) - создать всё это было бы невозможно до начала 20 века, однако все эти детали всё равно выдержаны в русской стилистике.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-26

Забавно, что эталонное здание в неорусском стиле строили три архитектора, у каждого из которых было немецкое происхождение: у фон Голи и у Гуна отцы были немцами, у Гримма - дед. Но, как мы видим, это никак не помешало им создать прекрасный памятник архитектуры в русском стиле!

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-27

Воскресенский храм по сей день является главным украшением Обводного канала: особенно прекрасно он смотрится на закате, когда солнце освещает облицованные песчаником фасады - смотрится это просто великолепно! И именно поэтому для данной статьи я решил фотографировать храм Воскресения Христова именно в "золотой час" - без этого картина была бы не полной!

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-28

Ну а мы потихоньку переходим к последней постройке фон Голи, которую мы с вами рассмотрим в рамках данной статьи. Но не подумайте, что Густав Густавович прерывал свою творческую деятельность с 1908 по 1914 годы - нет, почти ежегодно фон Голи возводил новые постройки, просто про все из них я не смог бы рассказать вам в рамках одной статьи, а потому я выбирал лишь самые интересные. Вот и перейдём к одной из таких работ фон Голи!

Жилой дом Экспедиции заготовления государственных бумаг

Дата постройки: 1914-1915

Адрес: Курляндская улица, 1, Ревельский переулок, 5, Дровяная улица, 3

В биографической справке фон Голи, приведённой в первой половине статьи, я упоминал тот факт, что Густав Густавович был штатным архитектором сразу нескольких учреждений. И если про общество религиозно-нравственного просвещения мы сегодня говорили очень много, то вот про экспедицию заготовления государственных бумаг я решил упомянуть лишь напоследок.

Экспедиция заготовления гос. бумаг - это государственная организация, которая занималась печатью ассигнаций (денежных знаков) и ценных бумаг для государства, а также работала с частными лицами, изготавливая для них гербовую бумагу, чеки, акции и т.д. Таким образом, организация имела доходную составляющую, что в конечном счёте вылилось в строительство собственного жилого дома. В конце 1913 года был объявлен конкурс, итоги которого, правда, ни на что не повлияли - все премированные проекты были проигнорированы, а задача перенаправлена штатному зодчему Густаву фон Голи.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-29

Во второй половине 1900-х годов фон Голи начал упрощать свои проекты: от модерна с примесью барокко он перешёл на более рациональную архитектуру - без лишнего декора и с более простой композицией. Именно поэтому сегодня я решил заострить внимание на начале его творческой карьеры, ибо она, на мой взгляд, куда более интересна, чем конечный отрезок работы фон Голи.

Вот и дом экспедиции заготовления бумаг выражает то самое упрощение, о котором я говорю: само по себе здание обладает гигантскими масштабами - оно занимает целый квартал. В плане здание имеет форму квадрата - три фасада обращено на улицы (Курляндская и Дровяные улицы, а также Ревельский переулок), четвертая сторона обращена в сторону соседних участков и исполнена в виде брандмауэров. Но при этом и сами фасады не изобилуют украшениями - я бы даже сказал, что украшений на фасадах нет совсем!

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-30

Зато присутствуют характерные острые щипцы - с них фон Голи начинал свою карьеру, им он и остался верен до конца.

Сегодня исполняется 163 года со дня рождения выдающегося архитектора Санкт-Петербурга Густава фон Голи: конечно, дата не круглая, однако я всё же решил приурочить выход моей статьи, посвящённой...-31

Здание экспедиции заготовления ценных бумаг стало последней работой фон Голи - достраивали дом уже в 1915 году, когда в Петербурге уже почти не велось строительство (война высасывала все ресурсы). Ну а после 1917 года Густав Густавович пропал из поля зрения, и, по всей видимости, к творческой деятельности более не возвращался.

И на этом я завершаю свой рассказ о творческом пути Густава фон Голи. Признаюсь честно: трудно было писать эту статью - всегда тяжело рассказывать о человеке, информации о котором практически нет в открытом доступе. Приходится по крупицам искать хоть какие-то факты, дабы можно было поделиться ими с вами!

В следующем месяце я планирую продолжить свой рассказ о творческом дуэте фон Голи и Гримма, и выпустить отдельную статью о последнем. Надеюсь, что эта тема вас заинтересовала, и вы будете ждать продолжение моего рассказа. Благо Герман Гримм чуть более известная личность, и информация о нём будет более легкодоступной.

Спасибо за ваше внимание и до новых встреч!