Отечественные автопроизводители страсть как не любят делиться статистикой продаж. Кажется, совсем недавно любой крупный контракт афишировался «из каждого утюга», а помодельные выкладки компании с гордостью выдавали по первому запросу. Но с каждым годом все больше заводов ограничиваются лишь общими цифрами или вовсе процентами роста без какой-либо конкретики.
На этом фоне приподнятый занавес внутреннего мира Минского тракторного завода (МТЗ), который предприятие приоткрыло в честь своего юбилея, показался чуть ли не информационным Клондайком. Правда, вопрос, насколько искренни были озвученные цифры, остается открытым, но общее представление о жизни ведущего белорусского завода можно составить.
До недавнего времени я считал, что МТЗ значительную часть продукции поставляет на внутренний рынок: государство с развитым аграрным сектором, использование тракторов «Беларус» во всех сферах от вспашки полей до бурения скважин, и все остальное в подобном духе. Увы, я сильно ошибался. Вот коротенькая цитата генерального директора МТЗ Виталия Вовка: «В 2021 году мы вплотную подошли к производству трактора с порядковым номером 4 000 000. Более 90 процентов своей продукции МТЗ продает за рубеж».
Т.е. практически все, что выкатывается из цехов предприятия уходит за границу республики. Остается разобраться: гордиться этим или не стоит?
Сейчас тракторы «Беларус» поставляются в 50 стран на пяти континентах – это хорошо. Однако за свою историю МТЗ поставил машины в 125 стран мира – выходит, завод потерял более половины «освоенных» рынков?
При этом доля поставок в мировом экспорте тракторов с 2018 по 2020 год выросла на 0,3% и составила 2,6% - вроде невелика цифра, но в мировом масштабе это ощутимо. Для примера, «Беларус» удерживает до 80% рынка тракторов мощностью 80-90 л.с. в Египте.
В то же время в России МТЗ «держит» 70% рынка колесных тракторов в целом и 95% в популярном сегменте техники мощностью 80-100 л.с. А это около 45% процентов всего экспорта предприятия. Выходит, российские аграрии – это и есть основной потребитель, позволяющий держать столь высокие цифры?
Не все так печально – завод реально поставляет продукцию и в другие страны. Например, в прошлом году 479 тракторов отправились в Зимбабве и еще 1337 единиц отправится в эту африканскую страну в 2021 году. Опять в списках поставок фигурируют Гватемала, Индонезия, Мадагаскар Судан, Эфиопия, и… конечно же, любимая всеми скептиками Буркина-Фасо.
Понятно, что Бурунди, Гаити, Гвинея и Доминикана, куда выкатились колеса тракторов «Беларус», это ни разу не США и Канада, но завод не оставляет своих попыток зайти и на эти рынки.
Из тех стран, поставками в которые можно похвастаться, минчане называют Румынию – 30% рынка, Венгрию – 15% рынка, Сербию – 13% рынка. Кроме того, по 10% рынка МТЗ занимает в Польше, Словакии и Эстонии.
И напоследок озвучу еще один момент. Если кто не в курсе, то тракторы «BELARUS» собирают не только в Беларуси. Например, своя сборка налажена в Румынии и Сербии (потому и цифры захвата рынка столь заметны). В Казахстане знаменитые трактора выпускают три предприятия. По одному заводу есть в Азербайджане, Таджикистане и Украине. А про три российских завода вы наверняка в курсе и без моих подсказок.
Так что новость о том, что на подходе сборка первой партии тракторов «BELARUS» в ЮАР уже не удивляет. Как и тот факт, что МТЗ и китайская компания CRRC совместно изготовили опытный образец трактора BELARUS-3523 с электромеханической трансмиссией.
Остается только понять, а белорусским аграриям перепадет в итоге что-нибудь перспективное, предназначенное для экспорта, или бессмертная «восемьдесят двойка» и ее производные — это максимум местных колхозов?