Найти тему
Art Therapy

Почему ЭТО искусство?

Думаю у каждого из нас в музее современного искусства возникал вопрос: "А почему это называется искусством?" Или еще частая мысль: "Да ладно, я тоже так могу!" Знакомо?

Так как же тогда понять что может называться искусством, а что нет? И почему простые по своей сути и исполнению картины занимают почетное место в известных галереях и стоят сумасшедших денег?

Абстрактная матрица Питера Мондриана
Абстрактная матрица Питера Мондриана

Обратимся к творчеству нидерландского художника Питера Мондриана, положившему начало абстракции.

На примере его произведений можно увидеть, как сильно менялась живопись того времени. Если в начале его карьеры было "модно" писать пейзажи, то спустя время художник начал задаваться вопросом: "А что вообще есть живопись и какова её задача?" Показать глубину и выразить свет? Максимально точно перенести на холст окружающую природу? Или же задача несколько глубже и картина может передавать не только изображение?

Картины Мондриана того периода были строго геометричны и написаны с использованием всего трех цветов (желтый, красный, синий) и трех "не цветов" (белый, серый, черный). И глядя на них нам не всегда понятно в чем же "гений живописца"?

Так как же он пришел к своим "квадратам"?

Сначала Мондриан писал то, что видел: окружающую среду, деревья. Ниже одна из его ранних картин. Вполне классический пейзаж, деревенские дома, их отражения в водной глади, небо. Картина написана в техниках, характерных для того времени.

-2

Позже Мондриан стал интересоваться творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака, основоположниками кубизма. Увлечение геометрическими формами стремительно нашло отражение в его творчестве. На картине ниже также изображено дерево.

-3

Художник отказывается от трехмерности, перспективы и отдает второстепенное значение цвету. В основе лежат графические формы, хаотичные на первый взгляд прямые линии. Роднит произведения с ранними только то, что на нем снова вариация дерева.

Вся живопись - живопись прошлого и настоящего - показывает нам, что ее основными пластическими средствами были только линия и цвет.
Пит Мондриан

Но вскоре на его картинах мы и вовсе перестанем распознавать предметы, это будет абсолютная абстракция, когда мы не будем видеть на полотнах конкретных предметов, но будем по-прежнему испытывать эмоции.

Буги-Вуги на Бродвее
Буги-Вуги на Бродвее

С помощью четких горизонтальных предметов Мондриан стремился изобразить такие понятия как ритм, движение, равновесие (художник любил танцы), пространство, гармонию. Он стремился создать новое искусство. На его картинах нужно смотреть на последовательность цветных элементов и на их расположение относительно друг друга, на расстояния между ними и ни в коем случае не стараться отыскать привычные нам образы.

Абстракция окружает нас - упорядоченные предметы, дома с четко выверенными линиями и одинаковыми окнами, изображения из миллиардов квадратных пикселей. Прав ли был Мондриан, когда видел в абстракции будущее?

Почему искусство должно продолжать следовать за природой, когда любая другая область оставила природу позади?
Пит Мондриан