Этот фильм Клузо снимал уже будучи опытным режиссером, признанным мастером своего дела, обладателем нескольких наград. Лента эта не только хорошо смотрится и через 60 лет после выхода на экран, но и заставляет зрителя думать. Кто виноват в случившемся и что же на самом деле произошло?
На первый взгляд, кажется, что все уже известно. Судят Доминик Марсо, выпустившую 6 пуль в Жильбера Теллье, талантливого начинающего дирижера. Она не отрицает свой поступок. И 12 присяжным нужно только понять мотив девушки. Потому что убийство из ревности тянет на 5 лет тюрьмы, а из зависти - на высшую меру.
Начинается битва двух титанов юриспруденции. Прокурор и адвокат не зря едят свой хлеб. И, в зависимости от того, кто на трибуне, у зрителей создается разные образы убитого и его убийцы. Влюбленный юноша и распутная завистливая особа? Коварный соблазнитель и влюбленная юная девушка?
Шаг за шагом, не спеша Клузо будет показывать события последнего года жизни Доминик, не обеляя, но и не очерняя свою героиню. Так ли она плоха, как утверждает мэтр Эпарвье? Или это просто легкомысленная стрекоза, порхающая с цветка не цветок, не задумываясь о своих поступках?
Главную роль сыграла Брижитт Бардо. Именно этим фильмом она доказала, что не просто секс-символ, но и серьезная актриса. Тем не менее, меня Клузо не убедил. Я не могу сочувствовать этой героине, потому что мне не близка ее жизненная позиция. Заниматься проституцией, потому что не на что жить? Работать не пробовали? Убить молодого человека, отвергнувшего тебя? Если каждый так поступать будет, человечество вымрет. Я не вижу в Доминик жертву. Я вижу эгоистку, которая привыкла жить для себя и, когда ее игрушка вдруг начала сопротивляться, сломала эту игрушку.
В фильме Доминик противопоставлена умная и целеустремленная Анни, ее сестра. И вот по отношению к ней Клузо несколько пристрастен. Он, как мне кажется, пытается доказать, что аккуратистка Анни не любила Жильбера, тогда как Доминик... Но почему? Анни не склонна выносить эмоции на публику. То, что она не бьется в истерике и не устраивает показных самоубийств, еще ничего не значит. Если у девушки спокойный и ровный характер, то она - бесчувственная? Крайне спорное утверждение.
Фильм интересен не только тем, что зрители могут стать на стороны разных персонажей. Но тем, что режиссер показал повседневную жизнь молодежи тех лет. Крошечные квартирки-студии и маленькие гостиничные номера, скромный перекус в кафе, консервы, разогретые на спиртовке, постоянное стреляние денег или сигарет друг у друга, танцы до упада на вечеринках и кино 3 раза в неделю. А потом - судорожная зубрежка перед экзаменами или надежда "Авось, пронесет!" и зачеты, сданные чудом. Это - одна сторона медали. Но есть и другая. Маленькие комнатки в мансардах, но - огромное стремление учиться и стать кем-то. Упорная работа, учеба с утра до вечера. Будущее, распланированное на много лет вперед. Какие герои вам более симпатичны? Или надо признать, что обе позиции имеют право на существование?
В этом фильме Клузо удалось (и уже не в первый раз, надо признаться) частный случай показать как нечто большее и общее. История Доминик перерастает в рассказ о французской молодежи 60-х годов. Вопрос о степени ее виновности - в вопрос о собственно виновности всех молодых людей. Ведь если прокурор делает упор на предосудительном поведении обвиняемой, то виновна добрая половина молодежи. Так как же?
Картинки с сайта https://www.imdb.com/
P.S. В одной из ролей снялся Жак Перрен, который через пару лет станет любимым актером Шендерфера.