Мы (Россия) ошиблись в этом случае примерно на 30 лет. Именно столько ориентировочно прошло времени после продажи Аляски до того момента, как там началась добыча золота в промышленном масштабе.
Пока никто не знал про золото, ценность этого северного куска земли была ничтожна. Там в основном добывали мех животных. Но для тогдашней России это не имело существенного значения. Пушнины с избытком хватало и в Сибири – регионе гораздо более близком к западной части нашей страны по сравнению с Аляской.
Если отправиться из Санкт-Петербурга во Владивосток по автомобильной дороге, то придется отмахать около 10 000 км. Затем предстоит погрузиться на корабль, чтобы достичь Аляски. Здесь речь идет еще о более чем 5 000 км.
Теперь представьте транспорт 19-го века. Это же сколько приходилось тратить времени на столь длинный путь? А как защищать такую далекую часть России?
Правильно, военные корабли – вот выход из этой ситуации. И нам не страшен серый волк! Но есть одно «но». Весь российский флот 19-го века в основном базировался на Балтике, что очень далеко от предполагаемого театра военных действий. А злобные британцы уже рядом.
Каковы были наши шансы на успех в войне с Великобританией? Ответ простой – нулевые.
Поэтому России пришлось искать спешно бизнес-партнера, готового купить Аляску за приемлемые деньги. Ими оказались американцы, выплатившие 7,5 млн долларов за предложенный «лот». Кстати, хорошие деньги на тот момент времени. Хотя мы их и не увидели в полном объеме (что-то было получено материалами, а что-то утонуло), но это другая история.
В общем, России нужны были деньги. Тогда мы вели непрекращающиеся войны против европейских и турецких соперников. А это очень дорогое удовольствие.
Вывод
Если бы мы не продали Аляску, то у нас ее бы просто забрали британцы. Россия в военном отношении не могла вести победоносные войны на столь удаленных от центра территориях.
Вот если бы золото на Аляске было найдено раньше, то тогда (возможно) имело смысл поднапрячься, чтобы Клондайк остался за нами.