Из оперативных сводок 3‑й танковой армии:
Погода 28 февраля – 3 марта 1943 г. в зоне боевых действий была от -2º до +3º, облачность, туманы, мелкие дожди. В некоторые дни видимость составляла 500–1000 метров. Дороги на отдельных участках были труднопроходимы для автотранспорта.
Гвардии лейтенант Петр Николаевич, хоть и имел весьма ограниченные силы, но все же постарался добавить рубежу обороны хоть немного глубины.
Солдаты его усиленного взвода заняли позиции на небольшой возвышенности, вдоль железнодорожной насыпи. Позади, в 50-70 метрах, была лощина, по которой предполагалось отступить по исчерпании возможностей к обороне. Впереди большое поле, практически без укрытий, с дорогой. Слева была разбомблённая станция, Беспаловка. Вернее, оставшиеся от неё невысокие обгоревшие руины нескольких зданий. Справа село, в котором заняли оборону основные силы 78 г.п.
Местность с железнодорожной насыпи хорошо просматривалась. В центре насыпи Петр Николаич и расположил “сорокопятку”. Беречь ее было решено доверить 3-му отделению.
Остальные два отделения были расположены уступом назад, складываясь в неровный треугольник на плане. Сердцем позиции была будка железнодорожного смотрителя. А вернее, неглубокая, но хорошо укреплённая землянка рядом с ней, в которой и поставил свой командный пункт Петр Николаевич. Впрочем, в ночь на 2-е марта, КП стало и общим домом — там спало третье отделение и оба “пушкаря”.
Вокруг основных позиций ветвились ложные. Гордые, на показ, брустверы с черными от копоти палками, изображающими стволы противотанковых ружей, были устроены и на льду небольшого пруда, неподалеку.
Главное было сделано. Минные заграждения прикрыты огнем, сектора обстрела расчерчены. Но конечно, всегда есть, что сделать еще. Но увы, больше усиленный взвод 8-й роты сделать ничего не успел.
Утром 2 марта 1943 над позициями, уродливым черным вороном, повисла “рама”. Немецкий самолет разведчик. Оставалось надеяться, что предпринятые меры маскировки оказались достаточны, и он накличет смерть на ложные позиции, расположенные в стороне от основных.
На это были хорошие шансы — по земле стелились туманы, а высоту “рама” держала большую. И не зря. Ведший разведку на низких высотах Me-109, глаза 48 танкового корпуса, напоролся брюхом на слаженный залп отходящих к рубежу Мжа кавалеристов 6-го гвардейского. Истребитель задымил, попытался набрать высоту, но рухнул. Пилот был взят живым вместе с картами. Это был 1943, время беспечности для люфтваффе уже было позади.
Это был именно передовой отряд, а не разведка. Мотоциклисты жались к броне — две бронемашины, и даже танк. На технике сидел десант. Был и еще по меньшей мере один грузовик с пехотинцами. Это была солидная сила. Но немцы вели себя осторожно — выдвинулась вперед бронемашина, видимо с командиром отряда. Она “прокралась” вдоль складки местности, которая позволяла ей быть по большей части укрытой от возможного обстрела со стороны села, но при этом подобраться поближе. Из люка высунулся офицер с биноклем, посмотреть.
Взрыв послужил взводу 8-й роты командой для открытия огня. С хлесткими хлопками открыли новый счет “трехлинейки”, застучал пулемет, тяжело ударили противотанковые ружья. С немецкой брони покатились в снег фигурки в белых маскхалатах.
Немцы не приняли боя, машины попятились назад, мотоциклисты лихо развернулись на пятачке. Только танк остался, огрызнулся выстрелом, послав снаряд в молчащее село.
И, словно в ответ, металлически гавкнула “сорокопятка”.
Конечно, если сравнивать с длинноствольной 76 миллиметровой пушкой ЗИС-3, то “сорокопятка” со всех сторон послабее будет. И силы меньше, бьет не так точно. Но расчет пушечки, сержант Комаров и заряжающий рядовой Петренко, были людьми опытными. Конечно, двое человек для пушки, пусть и всего то полтонны весом, это маловато. Но они справились. Первым же снарядом попав в лоб бронетранспортеру.
Что в пушке плохо, так это то, что после первого же выстрела она себя демаскирует. Выплевывает из дула пороховые газы, выбивает из земли и камней вокруг пыль, и повисает это все вокруг огневой позиции облаком. По которому вражеским наводчикам стрелять — одно удовольствие. Так что, после первого же выстрела становится пушка главной целью для всех — от пулеметчиков и снайперов, до артиллерии с закрытых позиций и танковых орудий на прямой наводке. Вот и сейчас, немецкий танк засуетился, подал назад, и повел башней, выцеливая “сорокопятку”.
Но Комаров хладнокровно, не торопясь, послал второй снаряд в бронетранспортер. Не нравилось Комарову, что тот не чадит. Не чувствовал завершенности. Но со второго раза Комаров почувствовал — “достал”! Бронетранспортер замер, смотря дулом в сторону. Из него начали выбираться немцы. А еще через минуту из открытых дверей потянулись вверх струйки черного дыма.
Танк выстрелил в ответ. Взрыв лег близко, осыпав Комарова и Петренко комьями земли и грязи. Но сержанту Комарову к близкой смерти было не привыкать. Он так же спокойно послал в гущу врагов третий снаряд. В этот раз, разрывной. В лоб танку стрелять с такого расстоянии смысла не было. Не пробить. А вот пехоте «насыпать» было можно. Так что сделали что смогли. И юркнули в “щели” — специальные артиллерийские окопы, шириной сантиметров в шестьдесят, чтобы свести к минимуму возможность попадания в них снаряда. Стрелять из таких “щелей” было неудобно, но не для того они и делались. Вот только зарыться как следует не получилось, земля мерзлая — щели были глубиной небольшой. Это плохо.
Немцы редко промахивались вторым выстрелом. Вот и в этот раз, танковый снаряд задел бруствер, ударился о противоположную стенку орудийного окопа, и взорвался, осыпав землей пушку. Танк пострелял еще некоторое время по позициям взвода, но испытывать судьбу не стал, сдал назад.
Немцы что спрыгнули с брони, залегли, и долго отползали назад, прежде чем рискнули встать на ноги. Очень уж метко русские стреляли.
Оставив за собой две горящие машины и несколько мертвых тел, передовой отряд оттянулся назад, к основным силам.
Среди безграничных донских степей появились и потянулись к небу две дымных ленты. И на множестве карт с латиницей, по ним прошли карандаши, оставляя линии и отметки, разламывая степь пунктиром промежуточного оборонительного рубежа советских войск.
Отметки наносились без сильного нажима на карандаш. Ведь все равно, их скоро надо будет стирать.
***
В текстах про войну встречаются словосочетания “военная наука”, и “военное искусство”. Иногда эти словосочетания используются как синонимы. И это не правильно. Вот, например область военной науки — логистика. И логистика — это то, из чего растет все остальное.
Предположим что у нас три батареи 76,2 мм полковых орудий. Всего 12 штук. Для одного боя нам потребуется 40 снарядов на орудие. Предположим так же, что мы идем в наступление, и лучше бы этот боекомплект как минимум утроить. Один снаряд весит 6,5 килограмм, в ящике их четыре штуки. Ящик весит примерно 21 килограмм. Значит нам нужно всего-то на всего доставить по 30 ящиков со снарядами к каждому орудию. Чуть больше 600 килограмм груза на ствол.
В условиях 1943-го, нам скорее всего придется справляться гужевым транспортом. Если склад находится в паре километров — мы сможем доставить боеприпасы двумя телегами, максимум за час. Если дорога плохая — придется взять четыре телеги. Если же “плечо” подвоза увеличить кратно, хотя бы до десяти километров — нам понадобиться втрое больше телег. Потому что ⅔ будут постоянно в пути. А ведь надо еще кормить людей, лошадей, давать им отдыхать, перевозить с места на место сами орудия. А что если бои идут беспрерывно? А что если плечо подвоза удвоится? А что если у нас сотня орудий пяти разных калибров? Нам уже не хватит одной грунтовой дороги. А что если нас еще и бомбит противник?
Например, для сокращения плеча подвоза на телегах и грузовиках, хорошо бы иметь вблизи железную дорогу, по которой можно подогнать поезд. Поезд с подкреплениями, поезд с припасами. Именно поэтому удар 6-й т.д. был направлен вдоль железнодорожных путей. Немцы намеревались быстро восстановить рельсы, и перебросить по ним свежие пехотные дивизии, подпереть их орудиями, насытить снарядами — и получив подавляющее преимущество, войска вермахта сомнут уступающих в мощи, ослабленных от голодного снарядного пайка русских. И наоборот, танковые корпуса захватывая узлы дорог, должны рассечь вражеские коммуникации, отрезать пути снабжения, как клинок отсекает вены. И тогда, обескровленные, оказавшиеся в окружении русские войска не смогут сопротивляться.
Эта стратегическая необходимость и возможность вытекала из логистики, как вытекают научные выводы из доказанных теорий. Все ещё наука. Сложная, с меняющимися неизвестными, но наука.
Но в войне есть и вопросы посложнее. Куда сложнее и запутаннее, те вопросы, которые и должны решать солдаты с оружием в руках. Вопросы о жизни и смерти.
Именно над этими вопросами должен был думать командир 6-й танковой дивизии вермахта, Вальтер фон Хюнерсдорфф, оставив вопросы логистики начальнику штаба.
Сколько танков и пехоты нужно, чтобы захватить небольшой населенный пункт на железнодорожном переезде, в степи?
Во время польской компании, когда 6-й танковой дивизии пришлось вести изнурительную битву на два фронта под Варшавой, для целей штурма и удержания польского городка на узле дорог, было достаточно роты солдат и нескольких бронемашин.
Во время Французской компании, один отчаянный французский командир, некий де Голль, смог безумной ночной атакой отбить у немцев населенный пункт, в котором было десять танков и целый батальон мотострелков. Но это скорее исключение. И будь они во Франции, Хюнерсдорфф бы посчитал что батальона и десятка танков для атаки с хода, с хорошими шансами на успех, все же хватит.
А в России, во время Расейняйского сражения, 6-я танковая два дня не могла сломить сопротивление одного тяжелого русского танка.
Слишком много условий, слишком много неизвестных, слишком много переменных. Слишком много того, что нельзя учесть и посчитать. Слишком большая цена ошибки. И тонкая грань, отделяющая науку от искусства, размывается.
Хюнерсдорфф решил, что для захвата этого населенного пункта с ходу, достаточно накопить три десятка единиц бронетехники и примерно полк пехоты.
Он ошибся.