Найти тему

Как принять правильное решение?Лестница создания значений.

Олег Самольянов
Олег Самольянов

Коучинг для профессионалов, глава 18.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru

«Правильное действие — это когда правильные люди совершают правильные поступки в правильное время в правильном месте, правильными способами и по правильным причинам».

Важно понимать, что человек, который участвует в планировании правильного действия, важен не менее, чем ситуация, в которой он оказался. Потому что именно он является обладателем набора критериев правильности. Именно у него есть набор предположений-убеждений, которые подсказывают, будет ли это действие правильным, будут ли правильными люди, поступки, действия, способы и т. д.

Для того чтобы действие было максимально правильным, необходимо, чтобы у клиента была осознанность того, что им управляет, и как результат этой осознанности — возможность изменения. А для того, чтобы изменения были возможны, необходимо понять, каким образом мы принимаем решения и совершаем действия. На этот вопрос отвечает «Лестница создания значений Криса Арджириса». Крис Арджирис (Chris Argyris) — американский ученый, автор многих книг, в одной из которых, в соавторстве с Робертом Харгроувом (Robert Hargrove), описана «Лестница создания значений». Она состоит из семи ступеней (см рис. 2):

1) наблюдение за реальностью;

2) выбор данных;

3) культурные нормы;

4) придание значений;

5) выводы;

6) картина мира;

7) действие.

Рис. 2  "Лестница создания значений" Криса Арджириса
Рис. 2 "Лестница создания значений" Криса Арджириса

Давайте предположим, что мы все находимся в одной комнате, вы - слушатели, я - преподаватель, рассказываю вам о коучинге. Как работает лестница создания значений, когда я решаю, какое действие сделать следующим?
1. Я наблюдаю реальность. Даже в закрытой комнате есть очень много внешних факторов - стены, пол, мебель, окна и т.д. Все это я наблюдаю. Но мне далеко не все интересно, потому что моя задача - донести до вас определенную информацию.
2. Поэтому я отбираю данные, на которые обращаю особое внимание. Это вы, ваши позы, ваши лица, то, что вы говорите, какие задаете вопросы.
3. К полученным данным я применяю культурные нормы. Например, как я понимаю, что то, что вы сказали, это вопрос? Из построения фразы и интонации. Выражения вашего лица и жестов.
4. Сравнивая то, что я вижу, с моими культурными нормами (с тем, как принято в моем привычном окружении), я придаю значение тому, что увидел и услышал. Например, услышав определенную интонацию и построение фразы, я понимаю, что это был вопрос.
5. На основании этого понимания, я делаю вывод. Вывод может быть таким: вам что-то непонятно. Но вывод может быть и другим - вы не слушали, что я говорил до этого. Или вы меня провоцируете, задавая не совсем корректный вопрос.
6. Я сравниваю этот вывод со своей "картиной мира". Картина мира - это описание окружающего, на которое я опираюсь, чтобы ориентироваться в этом мире. Если вывод, который я сделал, соответствует этой картине, я без особых усилий приму решение о том, что делать дальше. Потому что в моей картине мира это действие уже предусмотрена. Если же вывод нарушает мою картину мира - мне придется сделать усилие для принятия решения.
7. Это решение тоже не возникает на пустом месте - оно будет основано на убеждениях, которые у меня есть. Какие-то из них придется поставить под сомнение - ведь картина мира нарушена. Но на остальные можно будет опереться.

Рассмотрим простой пример, где картина мира может быть нарушена. Возьмем ту же ситуацию с преподавателем и слушателями. Для многих преподавателей естественно думать, что в контексте процесса обучения они для слушателей являются авторитетом. В их картине мира слушатель может слушать, задавать уточняющие вопросы, выполнять задания преподавателя и получать его обратную связь в виде комментариев и оценок. Давайте представим, что слушатель внезапно начал спорить с преподавателем, отстаивая альтернативную точку зрения. Картина мира преподавателя оказывается под угрозой. Он может быть готов спорить с коллегой во время научных диспутов, но не со слушателями в учебной аудитории.

Если он хочет сохранить свою картину мира, он попросит слушателя замолчать или удалит его из аудитории. Если же он достаточно гибок, чтобы позволить картине мира измениться, он может аргументировать свою точку зрения и даже поменять ее, если слушатель сможет доказать свою правоту.

Вот такой процесс. Описан он как линейный, но я подозреваю, что он линейный не на 100% — таких процессов может происходить одновременно несколько, все намного сложнее. Но, тем не менее, это приблизительно то, что происходит. И часто проблема заключается в том, что мы все эти вещи не осознаем. Получается, что у нас есть наблюдаемая реальность и действие в ответ. Если это действие адекватно реальности, то все хорошо, нет никаких проблем, человек живет спокойно и счастливо. А если это действие не адекватно реальности, то действие необходимо изменить, но что именно должно измениться, человек не знает: то ли он данные неправильно выбирает, то ли у него культурные нормы не соответствуют происходящему, то ли что-то еще.

Важно для себя это отследить, и важно дать клиенту самому проговорить эту «лестницу создания значений» по поводу конкретного стереотипа поведения или действия, чтобы человек все осознал, тогда у него появится понимание того, что нужно изменить действие, если оно не подходит к ситуации, и у него будет выбор дальнейшего действия.

Если говорить о роли коуча в правильном действии, то есть в принятии клиентом правильного решения, то коуч изначально исследует вместе с клиентом все перечисленное вначале: людей, поступки, поступки, причины, способы, время, место. Чаще всего человек редко может изменить внешнюю ситуацию, ему приходится меняться изнутри. Скажем, есть реальность — закон гравитации, и если человек будет постоянно пытаться выпрыгнуть из окна второго этажа и взлететь, то ясно, что у него не те предположения, которые соответствуют внешним законам. Гравитацию он изменить не сможет, поэтому необходимо пересмотреть предположения. Задача коуча будет заключаться, в частности, в том, чтобы помочь клиенту осознать, на каких предположениях он основывает свои действия, сравнить их с реальностью и понять, что делать стоит, а что идет вразрез с чем-то более фундаментальным, чем он сам. И, наконец, попытаться подвести клиента к правильному действию за счет задавания вопросов об элементах и за счет проверки предположений, которые клиент высказывает.

По большому счету, эффективность работы коуча основана на том, что он знает, из каких элементов должен состоять процесс обдумывания правильного действия. Важно, чтобы коуч умел применять этот принцип к самому себе, потому что в коучинговом взаимодействии любой вопрос, любое утверждение, фраза и даже жест (если вы находитесь в визуальном контакте), покашливание, темп, интонации голоса — это тоже действия, и они все по возможности тоже должны быть правильными. Если клиенту требуется мягкое ведение сессии, а вы начинаете на него давить, это не будет правильным действием, это приведет не к тем результатам. Подобные детали коучу также необходимо отслеживать. Коучинг во многом столь сложен именно потому, что он предполагает применение этого к себе — ведь только тогда мы сможем моделировать это по отношению к другому человеку.

© Олег Самольянов

Хотите больше узнать о профессиональном коучинге - подписывайтесь на канал. Будет много материалов - и тексты, и рисунки, и видео.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru