Вчерашний вечер мы с сыном провели в травмпункте областной больницы. Сын неудачно прыгнул на батуте у соседей по даче. Точнее, прыгнул, как прыгнулось, но если не читать инструкцию по использованию или просто не следить за детьми, есть риск не заметить, что на крошечном батуте собралась уже стайка из десяти человек и они делают там колесо, ударяясь всеми конечностями друг об друга. Именно это и произошло. Ну, не нам судить других людей. Детство без травм не обходится. В общем, в 22.30 мы были в травмпункте, чтобы понять, не сломан ли опухший палец, из-под ногтя которого вдобавок лилась кровища в невероятных тарантиновских объёмах.
- Вы нас позовёте?
- Нет! Задолбались мы уже принимать с 8 утра! Что ж вам всем не спится? Спать надо вовремя, тогда и травм не будет!
- Мам, а как одно связано с другим?
- Имя, фамилия, отчество, дата рождения...
- Моторин Ярослав Алексеевич, 4 ию...
- Тебя мамка что ли кашей не кормила?
- Что?
- Голоса, говорю, у тебя нет. (Гомерический смех травматолога. Удивлённый взгляд сына)
- Кто же тебе палец так перевязал?
- Бабушка.
- Ээх, бабушка-фигакушка. (Хихиканье медсестры. Раздражённый взгляд сына)
- Снято!
- ......
- Снято, говорю! Иди обратно к врачу!
- ......
- Если б я не сказала, так и сидел бы тут всю ночь?
- ...... (Выходит из рентген-кабинета. Взгляд печальный)
- Перелома нет! Сильный ушиб. Ноготь, возможно, отомрёт. Иди, симулянт.
- Поехали отсюда, мам.
- Мам, почему там всё так?
- Как?
- Агрессивно. Резко. Без эмпатии.
- Они устали, с 8 утра конвейер.
- Но это же токсичное общение. Ты сама всегда говоришь.
- Да.
- Почему тогда ты как будто их оправдываешь? Мне было неприятно.
- Мне тоже. Но я и правда их оправдываю.
- Но ты же всегда говоришь, что нет причин для того, чтобы не уважать чужие границы. Что это за бабушка-фигакушка? Эта средневековая поговорка про кашу? Они что не знают, что у человека может быть сильный метаболизм и корми-не корми... Почему я симулянт? Я даже ехать сюда не хотел. Ты меня повезла. Разве это не нарушение моих границ?
- Сынок, не каждое нарушение границ — травма и боль. Есть то, что больно, а есть то что некомфортно. Боль не стоит терпеть, дискомфорт не так страшен. Мы не в розарии живём. Реальность не всегда соответствует нашим ожиданиям. Совсем без дискомфорта прожить невозможно. Он нужен хотя бы для того, чтобы понять, как не надо. И, пойми, ты никогда не был на их месте. Ты не представляешь, как это — вести приём сутки. Без остановки. Сплошные травмы, переломы, пьяные взрослые, оставленные без присмотра дети.
- Но я же умею уважать чужие границы, даже если устал! И ты умеешь! (Возмущается)
- Дружочек, ни ты, ни я не застрахованы оттого, чтобы попасть в ситуацию, когда самоконтроль невозможен. Они, правда, очень уставшие. Когда мозги кипят, а ноги гудят, чтобы не сойти с ума, люди иронизируют. Смех спасает. Помнишь, мы читали про концлагерь. Даже там люди спасались юмором. Ну и, скорее всего, они не думают о своём общении в формате — токсичное оно или нет, возможно, и не слышали об этом. Ты думаешь, ты много знаешь о границах, значит, и ответственность на тебе, и спрос с тебя больше.
- .... (долго молчит)
- Доброе утро, Ярослав! Как твоя нога?
- Лучше, баб. Ушиб.
- Нормально в травмпункте всё прошло?
- Да, нормально.
- Как персонал?
- Да, всё окей, баб. Нормальные врачи, уставшие просто очень.
Тихо радуюсь. Там, где можно было бы сказать: «Ты чё? Скажи спасибо, приняли, снимок сделали. Чего ещё надо?» я принимаю и понимаю его чувства. Это я все 12 лет жизни учу его уважать чужие границы. Там, где можно было бы позлиться: «Вот уроды! Плебеи невоспитанные» я показываю ему другую сторону, объясняю, что не всё чёрное — чёрное, а белое — белое. Это тоже я — все 12 лет строю вместе с ним гипотезы, что в голове у той, другой стороны, что прежде чем пуститься в обвинения, нужно, как поёт Дэйв Гаан «try walking in my shoes (попробуй пройтись в моей обуви)».
Кажется, у меня получается вырастить человека, который способен к эмпатии, к такой коммуникации, которая не задевает. В нашей ментальности взаимного неуважения это редкость. При этом он не станет неженкой, который носится со своими чувствами, как курица с яйцом. Он будет интуитивно понимать, где стоит промолчать и просто принять ситуацию, как есть, а где — не терпеть ни в коем случае.
Всё не зря.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях и о травле.
Книгу "Травля: со взрослыми согласовано. 40 реальных историй школьной травли" можно заказать тут.