Найти в Дзене
Lace Wars

Взрывоопасный уголь

Во время гражданской войны в США северяне активно применяли тактику морской блокады территорий, контролируемых южанами. Поэтому секретная служба Конфедерации приложила все усилия, чтобы положить этому конец. Капитан Томас Эджворт разработал уникальный метод уничтожения вражеских кораблей изнутри при помощи взрывоопасного угля.

Чтобы изготовить «уголь с сюрпризом», расплавленное железо заливали в формы для настоящего угля и, прежде чем оно остывало, в нем проделывали несколько отверстий. После охлаждения эти отверстия заполняли порохом, заделывали и покрывали слоем смолы и угольной пыли. В результате, на вид и по запаху изделие было неотличимо от настоящего угля. Но когда такие угольные шары бросали в котел, они детонировали и уничтожали двигатель парохода, после чего он безвольно плыл по течению. Если же количество загруженного в котел угля было достаточным, взрыв мог вообще потопить корабль.

Очевидно, что для того, чтобы начать исполнять этот план, разведке Конфедерации предстояло замаскировать этот уголь под обычный, попадающий в порты Севера от поставщиков. Сложно сказать, каков был масштаб «угольной» диверсии, и сколько конкретно кораблей Союза удалось подобным образом вывести из строя. Однако мы знаем как минимум один случай успешного применения поддельного угля – 27 апреля 1865 года пароход Sultana, принадлежащих ВМФ Союза и перевозивший солдат-северян, взлетел на воздух из-за детонации корабельного котла. Погибли около 1800 человек.

Но это был уже конец войны – время отчаянных и эффектных мер, которые попадают в учебники истории, но не могут изменить положение дел на фронте. Выжившие японские летчики-камикадзе могли бы многое об этом рассказать. Так или иначе, Союз победил. Уже после окончания войны страховые компании начали всерьез подозревать, что немалое количество «веселого» угля по-прежнему находится в обороте, а, значит, многие случайные суда, по сути, являются бомбами замедленного действия. Так и случилось – несмотря на то, что в дальнейшем обошлось без жертв, череда корабельных аварий по причине взорвавшегося котла всерьез подорвала бюджеты северных страховщиков, вынуждая их выплачивать своим клиентам компенсацию. Вот что значит напоследок громко хлопнуть дверью. На фото – создатель взрывоопасного угля, капитан Томас Эджворт.