Коучинг для профессионалов, глава 17.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru
«Правильное действие — это когда правильные люди совершают правильные поступки в правильное время в правильном месте, правильными способами и по правильным причинам»
Как мы можем помочь клиенту совершить такое действие?
Мы можем помочь клиенту в трех вещах. Первое — это предоставить ему свое чисто человеческое присутствие. Благожелательное, осознанное и по возможности нейтральное — такую ауру, почувствовав которую, он сможет расслабиться, сможет думать о том же, о чем он уже думает, но находясь в немного другом состоянии. Это энергетическое воздействие, которое зависит не от модели воздействия, а от качества того человека, который эту модель использует.
Поэтому я считаю, что коуч — это профессия, которая, прежде всего, ориентирована на саморазвитие, чем больше и глубже вы развиваетесь, тем лучшим коучем вы будете. Понятно, что это процесс долгий и непонятно когда заканчивающийся, и, помимо этого, нужно кое-что еще. Второе, что мы можем сделать, — это помочь клиенту обрести дополнительную осознанность. Третье — это знание определенных моделей, которые в принципе помогают нам понять, что в процессе размышления должно присутствовать, каковы его необходимые элементы.
Предполагается, что в ответ на какую-то ситуацию не существует универсального правильного действия, которое нужно сделать, — это было бы слишком легко. Так не бывает, иначе жизнь не была бы такой интересной штукой, какой она является. С другой стороны, нет безвыходных ситуаций, в любой ситуации есть действие, которое представляется наиболее правильным, мы его называем правильным действием. Но оно должно быть определено, и определяется не только исходя из ситуации — это тоже было бы слишком легко: достаточно было бы описать все встречающиеся ситуации и найти к ним правильные действия. В общем-то, консультант именно этим и занимается, и, к сожалению, очень часто именно на этом что-то не срабатывает. Например, человек подает в суд, идет к юристу, и тот ему говорит, что есть такие-то законы, говорить нужно то-то и то-то, и суд решит дело в вашу пользу. Человек приходит, говорит то, что нужно, а суд решает дело не в его пользу, потому что у судьи было плохое настроение или его подкупили или почему-то еще. Выходит, что действие, казавшееся правильным, на самом деле, оказывается неправильным, чего-то в нем не хватило.
Для того чтобы выяснить, что должно присутствовать, необходимо, чтобы эти параметры сохранялись. Возможно, есть еще какие-то параметры, но эти дают нам идею, на основе который мы можем дальше думать сами: что должно присутствовать в каждой конкретной ситуации и быть правильным. Как минимум, люди должны быть правильными. Очень часто, когда мы думаем о каком-то действии, которое должно быть совершено, мы думаем, что оно должно быть совершено нами, но это далеко не всегда факт, далеко не всегда истина. Возможно, будет эффективнее, дешевле и проще нанять кого-то другого, кто бы сделал это за нас, либо, если вы руководитель — поручить кому-то еще.
В менеджменте это большая проблема многих руководителей — они не умеют делегировать, пытаются все сделать сами, потому что боятся, что кто-то сделает это не так. Это как раз вопрос о правильных людях. Нужно, чтобы это было сделано. Но лучше ли это будет, если я сделаю это сам? Возможно, я это сделаю лучше, потому что у меня больше опыта, но, возможно, я отвлекусь на какую-то частность и упущу нечто более глобальное из своего поля зрения. Возможно, я этим дам сигнал подчиненному, что он никогда не научится это делать и всегда будет рассчитывать на меня, то есть возникает много негативных обстоятельств, которые могут полностью свести эффективность такого действия на нет. Если речь идет о том, какому человеку поручить сделать это, из своей компании или нанять кого-то извне, то ответ на этот вопрос нужно каждый раз искать заново. У нас, коучей, нет точного ответа на этот вопрос, мы должны клиента заставить подумать над этим настолько, насколько позволяют время, пространство и количество энергии.
Далее поступки. Мы находимся здесь, цель находится там, к ней можно прийти десятками разных путей, если не сотнями. Какой набор поступков правильный? Где будет затрачено меньше ресурсов, где будет меньше негативных влияний? И так далее. Это все тоже нужно выяснить.
Дальше — время и место. Это более или менее понятно. Если бы мы решили проводить тренинги ночью, было бы трудно найти участников, потому что это время неправильное. Ночью люди обычно спят.
По поводу места. Например, однажды я проводил курс по коучингу в месте, которое мне очень сильно не нравилось. В течение курса человек шесть перестали посещать занятия. Возможно, я кому-то не понравился или им не понравилось то, что преподавалось, но я думаю, что половина из этих шестерых ушли потому, что им тоже не нравилось место. Это казалось финансово выгодно, но потом я понял, что лучше было бы снять что-нибудь более дорогое, но чтобы все было как у людей — приятно, чисто, рабочая атмосфера и т. д.
Соответственно, все модели нам показывают, что должно в принципе присутствовать, на что нужно обратить внимание. Даже если мы естественно изнутри на это внимания не обращаем, то хотя бы искусственно, когда мы знаем, что так надо, можем пересмотреть какой-то привычный способ действий. Здесь речь идет о мотивации. Это серьезно. Поведение зависит от причины, от того, почему человек это делает. Причина определяет конечную цель, и она у разных людей разная.
Способ — это тоже важная вещь. Даже уволить человека можно очень разными способами, с разной отдачей и с разными ощущениями. Был такой руководитель, который умел так увольнять сотрудников, что те уходили от него с большим чувством благодарности и энтузиазмом. Есть старый анекдот, где начальник говорит заму:
— Знаете, Иван Иваныч, мы с вами не сработаемся!
А зам ему в ответ:
— Что, подумываете увольняться?
Ну и, конечно же, причины. Должно быть соответствие между тем, что делаем и тем, зачем мы это делаем. Иногда это кажется само собой разумеещимся, но это далеко не всегда так. Надо обязательно сравнить то, чего мы хотим и то, что предположительно получится в результате наших действий. И убедиться, что это одно и то же.
Из всего вышесказанного мораль: Правильное Действие существует всегда, принцип универсален, именно на этом мы основываем свою деятельность — мы пытаемся помочь клиенту найти в каждой конкретной ситуации правильное действие. Оно диктуется, с одной стороны, ситуацией, с другой стороны, тем, кем этот клиент в данный момент является. Правильное действие может быть очень разным. Оно может состоять частично из мнения клиента, пересмотра его предположений, обучения его новым навыкам, пониманию новых ролей, которые он может играть, или чего-то еще, что касается развития. Либо оно может касаться внешнего, каких-то действий, не зацикливаясь на внутреннем изменении. Но в любом случае все эти вещи должны там присутствовать, тогда мы можем более или менее гарантировать, что действие будет правильным. Но все должно быть обоснованным и проверенным. Так что наша задача — задавать клиенту вопросы и слушать, что он по этому поводу скажет, смотреть, насколько он убедителен, насколько он понимает, что он говорит, насколько он уверен в том, что говорит, насколько он все это проверял.
Коучинг иногда определяют как искусство задавать вопросы. На самом деле это не совсем так. Но внутри наших тренировочных сессий мы будем концентрироваться на вопросах просто потому, что ответы мы умеем давать лучше. Часто люди говорят: «Дайте список вопросов, которые нужно задавать во время сеанса коучинга, и мы поймем, как это делать». На самом деле такого списка нет. Нам важно не то, что мы скажем клиенту, а то, что он с этим сделает, и что нам делать после этого. Здесь возникает умение слушать, наблюдать, различать, моделировать и излагать. Надо уметь услышать и пронаблюдать, как клиент среагировал на наш вопрос, проанализировать, что он сказал, чего он не сказал, к какому типу он относится, например, с точки зрения типологии Майерс—Бриггс. Что его мотивирует, какие предположения у него действуют, на основе чего он пытается что-то сказать или сделать. После этого принимается решение: либо что-то сказать дальше, либо смоделировать ситуацию в игровом варианте или как-то еще. Но должно что-то произойти, чтобы мы были уверены, что по поводу каждого пункта у клиента есть осознанность, уверенность и понимание. Поэтому стандартного набора вопросов нет, но из любой модели вытекает набор вопросов. Человек говорит: «Я собираюсь сделать то-то и то-то, помогите мне». Мы говорим: «Хорошо, какие люди в это вовлечены? Почему вы считаете, что эти люди правильные? Какие критерии? Какие поступки должен совершать каждый из них? Выбор времени и места: почему они это делают, что будет их мотивировать? Как вы считаете, что им поможет помочь, что может служить дополнительной мотивацией? И, в конце концов, какими способами они будут действовать?» Если это все с точки зрения клиента присутствует, то нам ничего не остается, кроме как спросить: «Считаете ли вы, что наша сессия на этом закончена? Готовы ли вы пойти и сделать то, что вы собираетесь сделать?»
Правильное действие — это в каком-то смысле духовный принцип. Это то, что большие учителя древности проповедовали с начала времен. Есть история про Будду. Его спросили, что есть истина, а он ответил: «то, что работает». В этих трех словах, собственно, заключена концепция правильного действия. Истина — это то, что работает в данной конкретной ситуации.
© Олег Самольянов
Хотите больше узнать о профессиональном коучинге - подписывайтесь на канал. Будет много материалов - и тексты, и рисунки, и видео.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru