Теперь у губернаторов появятся новые контролёры их деятельности, параллельные полпредам, назначаемым Администрацией президента (АП). Ну, а для жителей регионов, скорее всего, совсем ничего не изменится.
Премьер-министр Михаил Мишустин определил, какие вице-премьеры будут курировать какие федеральные округа, сообщает РБК со ссылкой на источники, близкие к правительству и состоящие в его аппарате. Распределение произошло в соответствии с заявлением президента России Владимира Путина: во время прямой линии 30 июня он объявил, что курирующие вице-премьеры появятся у всех федеральных округов. Якобы это необходимо для «проведения единой экономической политики» в стране: вице-премьеры будут заниматься повышением инвестиционной привлекательности регионов, разработкой нацпроектов и госпрограмм, а также вопросами финансовой помощи.
Вот, как выглядит распределение кураторства среди вице-премьеров:
Вице-премьер Виктория Абрамченко: Сибирский федеральный округ;
Вице-премьер Юрий Борисов: Уральский федеральный округ;
Вице-премьер Татьяна Голикова: Северо-Западный федеральный округ;
Вице-премьер — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко: Центральный федеральный округ;
Вице-премьер Александр Новак: Северо-Кавказский федеральный округ;
Вице-премьер Юрий Трутнев: Дальневосточный федеральный округ;
Вице-премьер Марат Хуснуллин: Южный федеральный округ;
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко: Приволжский федеральный округ.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов и вице-премьер Алексей Оверчук остались без кураторских обязанностей.
Зона ответственности господина Трутнева не изменилась.
Господин Хуснуллин, который ранее отвечал только за Крым, теперь будет отвечать за весь ЮФО, сообщил источник РБК. Кроме того, координировать работу назначенных сегодня кураторов-вице-премьеров будет комиссия по региональному развитию под председательством всё того же Марата Хуснуллина.
Обозреватели отмечают, что последнее премьерское решение — это естественное развитие идеи федеральных округов, которые с самого начала формировались с прицелом не только на политику, но и на экономическую географию. Поэтому полпреды имели возможность совмещать полномочия политических администраторов и экономических администраторов. Могли, да не у всех это получилось. Приятным (для руководства страны) исключением стал вице-премьер-полпред Юрий Трутнев. А под ним — министерство развития Дальнего востока.
Успешность Трутнева, сидящего на двух стульях, начала рождать слухи о том, что и все остальные полпреды станут вице-премьерами. А сам институт полпредства, созданный, чтобы надзирать за своеволием губернаторов, будет ликвидирован.
Со временем законодательство было унифицировано, своеволие закончилось — губернаторы в большинстве своём превратились в политически ничтожных чиновников.
А полпреды — в надзирателей за исполнением указов и поручений президента. Публичного в этой работе мало, но полномочий довольно много. Тем более вдруг на горизонте замаячил Фургал...
Видимо, поэтому ликвидация полпредов, как политических кураторов в регионах, была отменена, они, в качестве политических администраторов теперь дополнены администраторами экономическими — полпредами.
У новых назначений есть и другая логика, связанная с новой тенденцией, когда все деньги концентрируются у правительства, а возможности регионов самостоятельно зарабатывать и привлекать инвестиции ввиду ковидокризиса и геополитической ситуации становятся всё более призрачными.
Федеральные элиты не хотят делиться ресурсами с региональными акторами и губернаторами. Соответственно, усиливается контроль за распределением средств. Это не про прозрачность и эффективность, это про сверхцентрализацию и усиление собственных аппаратных позиций.
В любом случае теперь у губернаторов будет по два непосредственных начальника: из АП и правительства. Это означает больше отчётов, больше хлопот. Но, наверное, и больше возможностей для лоббирования.
А вот для живущих в регионах, скорее всего, не изменится ничего, от слова «совсем».
Что касается конкретно Татьяны Голиковой, то порученное ей кураторство Северо-Запада России, обусловлено давними связями вице-премьера с элитой северной столицы и аппаратный вес, позволяющий вырабатывать компромиссные решения, устраивающие лоббистские группировки Санкт-Петербурга и их представителей в ФОИВ.
Аналитики отмечают также, что исторические связи Голиковой с олигархатом челябинского региона и фармкомпаниями позволят сохранить самостоятельность и балансе интересов между Центром и Петербургом, который по степени влиятельности на федеральном уровне как минимум не уступает Москве.
С другой стороны, под вопросом находится переназначение Голиковой вице-премьером, поскольку итоги её деятельности во главе оперативного штаба по борьбе с пандемией признаны неудовлетворительными, а связи с производителями антиковидных препаратов тщательно исследуются силовиками на предмет коррупции и противодействия темпам вакцинации...