Найти тему
ActivityEdu

Остались только стены: реконструкция типовой советской школы в Эстонии

Оглавление

На постсоветском пространстве сохранилось множество типовых школ эпохи позднего СССР, в которых учатся миллионы детей. В эстонском городе Тарту полностью реконструировали одну из них, превратив серое, невзрачное здание в современный центр образования. Этот пример тем более интересен, что в России множество подобных объектов. Давайте посмотрим, что удалось нашим коллегам.

Модернизация, максимальная мобильность, экономная экологичность

По задумке авторов проекта, компании-лидере эстонского дизайна OÜ Sirkel and Mall, здание, построенное в 1983 году на Каунасском бульваре, 68, было полностью модернизировано как внутри, так и снаружи. Архитеторы и дизайнеры переработали планировку, создали просторную библиотечную зону, обновили фойе и спортзалы, предусмотрели зоны для продленки и гардероба, оборудовали художественные и технологические классы.

На улице рядом со школой появился тренажерный зал под открытым небом, велодром, рядом со входом расположились велопарковка, хороший газон и оригинальные фонари. Были установлены новые окна, отлиты полы, возведены перегородки, обновлены все технические системы. Даже автомобильную парковку перенесли, чтобы минимизировать шум и объем выхлопных газов воздухе. Грамотные проектировщики учли общемировой тренд на экологичность и превратили здание в энергоэффективное – с почти нулевым потреблением энергии.

Открытые территории школы оборудовали с расчетом на максимальную мобильность учеников: во дворе П-образного здания построили сцену, футбольное поле с естественным газоном, баскетбольные площадки, проложили санную трассу. В результате учебное заведение стало напоминать гибрид Шанинки (МВШСЭН) и головного офиса «Яндекса» в Москве.

Во время реконструкции остались только внешние стены здания гимназии Аннелинна, построенного несколько десятилетий назад. Современные методы обучения также требуют новаторского пространственного решения, и с этой осени школьная семья сможет начать работу в современном здании с открытой учебной средой,− сообщил мэр Тарту Урмас Клаас.

Что нам стоит... школу перестроить

Стоимость реконструкции гимназии Аннелинна площадью 905 квадратных метров составила почти 10 миллионов евро. Обустройство внутренних помещений и оборудование для классов, столовой, спортивного зала и фойе стоили более 737 400 евро. Интерьер был закуплен и установлен компаниейпобедителем тендера госзакупок.

Возможно ли такое в России

Поделиться мнением об эстонском проекте мы попросили главного архитектора и гендиректора мастерской ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ» Ольгу Бумагину, в портфолио которой уже более десятка реализованных проектов ярких, современных школ и детских садов в Москве и регионах России.

Реализуема ли реконструкция школы в России по эстонским «лекалам»?

На мой взгляд, вполне. Можно вспомнить удачные примеры переоборудования общественных пространств, например, библиотеки - «Молодежка» и «Ахматовка». Пусть это не общеобразовательные школы, но тем не менее.

За чей счет она может осуществляться?

Логично, если подобные работы будут выполняться за счет государственных денег и там, где есть общественный запрос. Причем не обязательно напрямую, а, например, за счет грантов с софинансированием. Хотя, насколько я понимаю, московские бюджеты вполне позволяют проводить такие видоизменения.

Почему же мы не идем тем же путем и не реставрируем старые школы?

По моему мнению, основное препятствие для такого рода инициатив − структура образовательной системы. В Москве, скажем, слишком многое упирается в согласования. И соответствие жестким и нелогичным (но не с точки зрения чиновников) нормативам часто является таким непреодолимым барьером, который способен погасить любые позитивные инициативы. Условно, где-то там у чиновников прописано, что «цветы на стенах − это опасно» или «двери должны быть такой-то ширины и непременно такой защитой, а на окнах должны быть решетки». Любой нормальный проект будет искажен или заморожен проверками. Очень печально, что никто в этой схеме не думает про удобство, творческий подход и яркую, развивающую атмосферу для самих детей.

Конечно, речь идет не только о системе образования, но вообще о нынешней системе «истеблишмента». Люди, которые принимают решения, не хотят перемен и не нуждаются ни в чем новом. Их вполне устраивает текущая ситуация. Но я верю, что «вал изменений» рано или поздно настигнет нашу реальность. Пусть и очень медленно, иногда темпами «два шага вперед, один шаг назад».

Ставить заплатки или строить заново?

Что еще можно сделать со старым советским серым зданием? Только позолотить, чтобы было веселее! Но на самом деле даже невзрачную школу, построенную в прошлом веке, можно превратить во что-то современное и приятное. И для этого совсем не обязательно превращать ее в нечто среднее между дворцом, театром и позолоченной панельной хрущевкой,− пишет в своем ЖЖ известный блогер Илья Варламов.

Однако многие пользователи соцсетей не спешат соглашаться с ним. «Новую построить можно было!», «900 миллионов рублей за сайдинг и плитку? В Иркутске образовательный комплекс за 4.5 миллиарда построили с нуля, вот это впечатляет!», «А можно этих строителей пригласить, чтобы они российские школы облагородили? А то от наших властей ничего не дождешься», - таков был разброс мнений читателей. Некоторые прогнозировали, что подновленное здание простоит еще пару десятилетий, а затем все равно начнет разрушаться. И потраченные деньги просто развеет суровый балтийский ветер.

На самом деле, перестройка тартусской школы может послужить любопытным экспериментом, отвечающим на вопрос, стоит ли перестраивать старые школьные «коробки» или лучше все-таки возвести новые красивые здания, разрушив до основания печальное напоминание о советском прошлом. Пока он остается открытым. И ответ на него может дать только будущее...

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.