Шел двадцать первый год двадцать первого века. Только на автобусном рынке Российской Федерации самым распространенным и востребованным автобусом оставался пресловутый древний «пазик». Точнее, модель ПАЗ-3205, которая построена на узлах древнего советского грузовика ГАЗ-53. Кажется, что время в этом сегменте автомобильного рынка остановилось навсегда, даже несмотря на вносимые в эту модель новшества.
Но на самом деле ситуация на автобусном рынке складывается следующим образом. Частные и муниципальные перевозчики, действительно, для городских и межпоселковых маршрутов приобретают автобус малого класса ПАЗ-3205. И не только для обслуживания населения сел и поселков. Даже во многих городах, где на ряде маршрутов имеется невысокий пассажиропоток, это транспортное средство оказывается эффективным «зарабатывателем» денег. В результате, в целом на продукцию Павловского завода за первое полугодие 2021 года приходится 58% всего автобусного рынка страны.
А вот модель ПАЗ-3205 была куплена в количестве 1417 единиц, что составляет более 30% всего рынка новых автобусов в РФ.
То есть, каждый третий проданный автобус в России - "пазик".
Сегодня власти РФ обратили внимание на состояние автобусного и троллейбусного парков городов. Под обновление подвижного состава закладываются в федеральном бюджете большие средства, как по линии национального проекта «Безопасные и качественные дороги», так и по линии различных программ. Также интересна новая инициатива президента, который выступил с ней на очередном съезде правящей партии Единая Россия, заявив о том, что в ближайшее время будут изысканы средства на обновление пассажирского транспорта в городах размере 50 млрд руб.
Правда, выделенные и планируемые средств в бОльшей степени касается подвижного состава автобусов большого класса. Наш канал рассказывал об обновлении парка пассажирского транспорта здесь. И здесь.
Но все же, неужели «пазик» оказывается столь живуч, а его жизненный цикл будет и далее бесконечно продлеваться? Претензии пассажиров многочисленны - узкие проходы и высокие ступени, плохая вентиляция, дерганье при трогании с места. Список претензий можно продолжать и продолжать.
Впрочем, сами автозаводцы делают шаги к тому, чтобы все же постепенно перевозчики приобретали новые модели Павловского завода. В модельной линейке ПАЗа имеются современные автобусы малого и среднего классов, которые с успехом могут заменить пресловутый ПАЗ-3205 и его удлиненный вариант ПАЗ-4234. Это серия «Вектор», а также модель ПАЗ-3204. Но часто, перевозчики делают выбор в пользу старого проверенного временем и недорого в эксплуатации автобуса.
На последний аспект сегодня конструкторами и руководством завода обращено особое внимание. Иначе чем объяснить появление на автодороге Павлово – Навашино в Нижегородской области этого закамуфлированного автобуса, который в объектив поймали папарацци? Понятно, что испытывается прототип перспективной модели Павловского завода. Об этой модели пока никто из представителей Группы ГАЗ не рассказывал.
Но наш канал решил все же провести собственное расследование и мы выяснили много интересного о новом «пазике».
Смотрите, длина автобуса, судя по остеклению, в пределах 7-8 метров. Остекление, кстати, довольно большое по площади. Но самое интересное внутри салона, и, конечно, сразу видна необычная компоновка. Судя по амфитеатру задней площадки, где высоко расположены пассажирские сиденья (что видно на фото), двигатель автобуса расположен сзади. А вот средняя площадка, судя по всему, низкопольная.
На ней расположена широкая входная дверь. То есть перспективная модель будет удовлетворять современным требованиям для маломобильных пассажиров. Помните, в одной из последних моделей ПАЗа («Вектор 8,8) пришлось удлинить заднюю площадку и сделать ее низкопольной для того, чтобы автобус мог участвовать в конкурсах.
Но вот что еще интересное сразу бросается в глаза. База автобуса довольно большая и передняя ось значительно сдвинута вперед, традиционно, как у всех моделей ПАЗов с передним расположением двигателя. А вот теперь зададимся вопросом? А почему принято такое компоновочное решение? Скорее всего, в целях экономии. Проще поставить традиционную проверенную переднюю ось и не заморачиваться с дорогим вариантом подвески. По всей видимости, такое же решение принято и по заднему ведущему мосту.
Подытожим. Вскоре, на конвейер в Павлово встанет новый автобус. Технические решения, заложенные в перспективную модель, позволяют утверждать, что это будет бюджетная модель, удовлетворяющая современным требованиям. Что немаловажно для многочисленных частных и муниципальных перевозчиков. К сожалению, пока представители Группы ГАЗ и Павловского завода не раскрывают, будет ли это линейка автобусов с разной длиной и пассажировместимостью, либо это будет одиночная модель автобуса. В общем, вопросов много и наш канал будет следить за информацией из Павлово.
фото из паблика ВК Масштабные модели Павлово