Найти в Дзене
Море. Музыка. Туризм.

Зигмунд и Ганзелка - главные путешественники второй половины XX века и авторы увлекательных книг. Кто помнит о них сейчас?

Зигмунд и Ганзелка - эти имена знали миллионы советских людей, а также и людей по всему миру. Многие, надеюсь, помнят и сейчас. Их история началась еще до второй мировой, когда у двух молодых парней появилась идея путешествий по миру. Согласитесь, многие ребята, юноши, подростки мечтают об этом, но получается у единиц. А случай Мирослава Зикмунда и Иржи Ганзелки вообще уникальный - они осуществили свою мечту через два года после окончания второй мировой войны. В первое большое путешествие на автомобиле "Татра-87" они отправились еще в 1947 году, до прихода коммунистов к власти в Чехословакии. Главной целью путешествия было налаживание торговых контактов в странах "третьего мира", часть которых в то время ещё была колониями европейских держав. Путешествие по Африке, Южной и Центральной Америке длилось три года, за это время Ганзелка и Зикмунд не только представили властям и компаниям этих стран чехословацкий автомобиль и другие товары, но и написали сотни репортажей, сняли тысячи фото

Зигмунд и Ганзелка - эти имена знали миллионы советских людей, а также и людей по всему миру. Многие, надеюсь, помнят и сейчас. Их история началась еще до второй мировой, когда у двух молодых парней появилась идея путешествий по миру. Согласитесь, многие ребята, юноши, подростки мечтают об этом, но получается у единиц. А случай Мирослава Зикмунда и Иржи Ганзелки вообще уникальный - они осуществили свою мечту через два года после окончания второй мировой войны.

Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка
Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка

В первое большое путешествие на автомобиле "Татра-87" они отправились еще в 1947 году, до прихода коммунистов к власти в Чехословакии. Главной целью путешествия было налаживание торговых контактов в странах "третьего мира", часть которых в то время ещё была колониями европейских держав. Путешествие по Африке, Южной и Центральной Америке длилось три года, за это время Ганзелка и Зикмунд не только представили властям и компаниям этих стран чехословацкий автомобиль и другие товары, но и написали сотни репортажей, сняли тысячи фотографий и несколько документальных фильмов.

Путешествие по Африке
Путешествие по Африке

Результатом путешествия стали несколько книг, получившие огромную известность в Чехословакии и за рубежом, в особенности в странах социалистического лагеря, для многих читателей из которого книги Ганзелки и Зикмунда стали одной из немногих возможностей познакомиться с жизнью далёких стран. Ведь путешествия то тогда были нереальны...

-3

На русский язык в 1950-е годы были переведены "Африка грёз и действительности", "Там за рекою Аргентина", "Через Кордильеры", "К охотникам за черепами", "Меж двух океанов".

-4

Именно эти книги я в очередной раз перечитал недавно и очень советую их вам. Конечно, они несут в себе отличительные черты социалистической литературы 1950х годов - постоянное обличение присутствия Соединенных Штатов Америки в различных регионах "третьего мира" и использование этого присутствия в своих целях, эксплуатации народов этих стран, и, наоборот, возвеличивание гостеприимства, честности и доброжелательности простых жителей, с которыми встречались чехи. Хотя, кто знает, может так оно и было?

-5

Но чего там точно много, так это приключений, авантюризма, интереснейших путевых заметок с постоянным погружением в историю мест и фотографий, в основном, правда, черно-белых. Если тогда был YouTube, мы бы смотрели не Ивлееву и Птушкина, а Зигмунда и Ганзелку.

Мирослав Зикмунд рассказывал: «Мы начали это путешествие спустя два года после окончания войны. Все международные отношения были на тот момент разрушены, и мы, молодёжь, надеялись их как-то восстановить и нормализовать».

-6

Друзьям каким-то чудом удалось уговорить руководство автомобильного концерна "Татра" выделить им бесплатно автомобиль, пообещав рекламировать его повсюду, наскребли денег (плюс получили стипендию от завода "Татра") и отправились в путь от подъезда Автомобильного клуба на Оплеталовой улице в Праге. Старт был скромным, присутствовали только самые близкие приятели и родственники. Но зато каким фантастическим спустя три с половиной года был финиш!

Старт второго путешествия - в Азию.
Старт второго путешествия - в Азию.

Они вернулись улицу героями, прошедшими через всю Европу, Африку, Южную и Центральную Америку, авторами нескольких книг-бестселлеров, а также сотен эксклюзивных репортажей, отснявшими километры фото- и кинопленки. Сначала чехословаки, а затем читатели многих других стран глазами Иржи и Мирека увидели прежде недоступные для них места земного шара, познакомились с экзотическими обычаями и удивительными людьми.

Торговка фруктами в Южной Америке. Просто мадонна.
Торговка фруктами в Южной Америке. Просто мадонна.

Во второе путешествие - уже на внедорожных автобусах "Татра-805" - Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд отправились в 1959 году, побывав в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Японии и завершив путешествие, проведя в 1963-64 годах почти год в Советском Союзе.

Прибыв в сентябре 1963 года в Находку, они посетили Дальний Восток, Восточную и Западную Сибирь, Камчатку, Среднюю Азию, Урал и через Казань и Москву вернулись в Чехословакию, куда приехали в ноябре 1964 года. Они не только ехали на "Татрах", но и летали в отдалённые районы на самолётах и вертолётах.

Возвращение на грузовом судне из первой экспедиции в Южную Америку
Возвращение на грузовом судне из первой экспедиции в Южную Америку

Экспедиция была организована Чехословацкой академией наук, в СССР Ганзелка и Зикмунд встречались как с партийными и советскими функционерами, так и с журналистами, учёными, писателями, студентами, рабочими - насколько позволяли условия и неизбежный надзор органов госбезопасности, они пытались собрать как можно больше материала о развитии экономики и социальной сферы Советского Союза.

Результатом этой поездки - по образцу первой экспедиции - должна была стать серия книг с репортажами и наблюдениями. Однако книга о поездке в СССР так и не была написана.

Цветные фотографии из Южной Америки
Цветные фотографии из Южной Америки

Чехи написали серьезный отчет о том, что они увидели на просторах СССР. Там все было честно и конкретно - и про успехи и про неудачи. Отчет был прочитан на различных уровнях власти и на этом дружба с руководством СССР закончилась, хотя в 1964 году Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд встречались лично с Первым секретарём ЦК КПСС Л.И.Брежневым.

Ганзелке и Зикмунду навсегда закрыли въезд в СССР. А вскоре, в 1968 году, в Чехословакию вошли советские танки. И оба знаменитых путешественника оказались по "ту сторону баррикады". Их книги изымались из библиотек, их самих изгнали отовсюду. Иржи устроился садовником в Праге. Мирослав жил на зарплату своего сына - железнодорожного рабочего.

Позже, после "Бархатной революции", все вернулось, но это были уже 1990е. 20 лет великие путешественники жили, как будто и не было их потрясающих путешествий по миру, их славы, их искренних и честных желаний сделать мир лучше.

-11

Иржи Ганзелка умер в 2003 году, а Мирослав Зигмунд жив, представляете. Ему уже 101 год и он последние пятьдесят лет живет в своем доме на окраине города Злин. Он не дает интервью, и это не какой то выкрутас. "Хватит, ребята, на этом ставим точку. Все, что я хотел сказать, уже сказано. Все, что хотел написать, написано. А теперь оставьте меня в покое" - сказал пан Зигмунд журналистам лет 10 назад.

-12

Мирослав работает, как умственно, так и физически, в саду. Он считает, что в этом и заключается секрет его долголетия: надо каждый день работать головой - читать, размышлять, писать письма, а еще надо обязательно давать нагрузку своему телу. "Когда человек удовлетворен креслом-качалкой и телевизором, то это означает начало его конца", сказал путешественник.

Из Панамы в Коста-Рику не было ни одной дороги, только железная, принадлежащая американской "банановой" корпорации..
Из Панамы в Коста-Рику не было ни одной дороги, только железная, принадлежащая американской "банановой" корпорации..

Рассказ о великих путешественниках-чехах был бы неполон без упоминания о машинах, на которых они путешествовали. Машины крайне примечательные.

Автомобиль «Татра 87», на котором Иржи Ганзелка и Мирослав Зигмунд объехали всю Африку, Южную и Центральную Америку начали выпускать ещё в довоенное время. В отличие от современных автомобилей того же класса «Татра 87» имел ряд преимуществ, например, дорожный просвет составлял 230 мм. Сейчас такой клиренс встречается далеко не у каждого внедорожника.

Было и такое. Авария Татры 87 в 1947 году в Африке, повлекшая замену машины.
Было и такое. Авария Татры 87 в 1947 году в Африке, повлекшая замену машины.

V-образный восьмицилиндровый 3,0-литровый двигатель имел воздушное охлаждение и обдувался двумя мощными центробежными вентиляторами. Отсутствие потребности в охлаждающей жидкости стало ценным качеством в пустынных и засушливых регионах африканского континента. Сам мотор вместе с коробкой передач был вынесен назад, за заднюю ось. От шума и жара двигателя пассажиры были защищены просторным багажным отделением, откидывающейся спинкой заднего сиденья и дополнительным стеклом внутри кузова.

Интересно, что похожая, но не аналогичная Татра сейчас продается на

Авто.ру

Татра 805, встреча с бродячими циркачами и их медведями на дорогах Турции.
Татра 805, встреча с бродячими циркачами и их медведями на дорогах Турции.

"Татра 805", на которых Зигмунд и Ганзелка путешествовали по Азии, был одним из представителей внедорожного семейства, разработанного в 1953 для нужд чехословацкой армии. Автомобиль был создан по традиционной для Татры схеме - в основе автомобиля лежала хребтовая рама, к которой крепились все остальные элементы конструкции. Торсионная подвеска, дорожный просвет в 27 см, подключаемый привод и короткие свесы сделали 805-ю Татру одним из наиболее проходимых автомобилей середины двадцатого века. Силовой агрегат автомобиля — V — образная бензиновая "восьмерка", объемом 2,5 литра и мощностью 75 л.с., которая впоследствии устанавливалась на представительские автомобили Татра-603, позволяла автомобилю очень многое. В частности - преодолевать косогоры, снег и броды, на которых другие автомобили безнадежно вязли.

-16

В 1959-64 г.г. эти машины проехали по странам Ближнего Востока, Аравийского полуострова. Об этом путешествии можно подробно прочесть в книге "Перевернутый полумесяц". Сейчас две экспедиционные машины находятся в музеях — одна в заводском музее Татры, а вторая — в частой коллекции Карела Лопрайса, известного чешского раллийного гонщика.

Хорошее лицо.
Хорошее лицо.

Жду Ваших комментариев и воспоминаний, связанных с этими книгами. Пишите, буду рад.