Найти в Дзене
Работа. Карьера. Призвание

Важна ли внешность для карьеры

Оглавление

Было бы неправдой сказать, что нет, внешность для карьеры не важна. Но и утверждать, что красота решает всё, тоже нельзя. Да и вообще, что такое красота?

Сначала немного статистики

В конце 2020 года аналитики портала SuperJob опросили тысячу сотрудников HR-служб из разных регионов и сделали вывод, что для российского рынка труда внешность соискателей и сотрудников перестаёт быть столь важной, как раньше. На первый план выходят их профессиональные качества. Почти в 2 раза– с 15 до 27% - по сравнению прошлым годом выросло число эйчаров, которые считают, что внешние данные никак не влияют на карьеру. При этом 66% сотрудников служб персонала всё ещё уверены, что привлекательная внешность помогает в карьере и трудоустройстве, хотя 11 лет назад так считали 82%.

Даже к секретарям изменились требования. Если 7 лет назад в 11% объявлений об их наборе упоминались «привлекательные внешние данные», то теперь это звучит лишь в 3% вакансий.

Пересмотрели свои взгляды и сами трудящиеся. Если в 2009 году 77% наших граждан считали, что красота – это самое главное для построения карьеры, то сейчас так думает лишь 61% опрошенных.

Казалось бы, надо радоваться таким переменам. Но не всё так однозначно.

Во-первых, пусть не 82, но 66% сотрудников HR-передовой по-прежнему считают, что внешность важна. А это, согласитесь, немало!

Во-вторых, всегда ли совпадает то, что мы говорим, с тем, что мы думаем и тем более - как поступаем? Стало немодно быть нетолерантными к разным отклонениям от стандартов, а указывать в вакансиях дискриминационные требования типа возраста и внешности – вообще за гранью. И всё это, конечно, сказалось на результатах исследования.

Поэтому цифры – цифрами, а я расскажу, как есть на самом деле.

Внешность при поиске работы

Тут у нас капуста. Не в смысле денег, а в смысле многослойности. Давайте покопаемся в этих слоях.

1. При всей нашей старательно взращиваемой терпимости к различным внешним проявлениям вряд ли кто-то будет отрицать, что все мы западаем на красивых людей. Ими любуешься, с ними приятнее общаться, им больше доверяешь (да-да, пока пару раз не нарвёшься на очаровательного негодяя;)). Эйчары и нанимающие менеджеры – тоже люди, и у них есть глаза. Поэтому при прочих равных, выбирая из двух кандидатов на работу, предпочтение они, скорее всего, отдадут тому, кто сумел больше понравиться. Но если один претендент – красавчик, а другой - обладатель обычной внешности, но превосходит первого по компетенциям, только неопытный рекрутер поведётся на красивую обёртку.

2. Профессиональные эйчары, наблюдая ситуацию в развитии, копят статистику, научаются отделять свои эмоции от интересов дела и начинают всё «трезвее» смотреть на соискателей. На первый план выходят их деловые качества и профессиональные навыки, а не внешность, ведь

а) красота - ещё не гарантия профессионализма, а иногда даже наоборот, так как человек привык, что ему, благодаря смазливой мордашке, всё достаётся легко, а тут вдруг надо усердно трудиться!

б) с красивыми людьми нередко бывает сложно в плане общения – они мнят себя звёздами и требуют особого к себе отношения. Да-да, кружите меня, кружите!)

3. В разы возрастает значение внешних данных, если речь идёт о специалистах, чья работа предполагает обилие коммуникаций - продавцах, маркетологах, PR- или event-менеджерах и т.д. Потому что всем нам как клиентам или поставщикам тоже приятнее общаться с привлекательными людьми. И руководство компаний это понимает. Зачем оно будет нанимать того, при разговоре с которым клиенты станут невольно отводить взгляд?

А для некоторых профессий яркая внешность – это, по сути, один из маркеров профпригодности. Нет-нет, я не про первую древнейшую, как вы могли подумать;) Я - про актёров, моделей, певцов и прочих публичных персон. Посему, даже будучи вполне симпатичными, они стремятся довести себя до совершенства всеми доступными способами. Пластика, ботокс, подтяжки, увеличение губ и прочих частей тела, и вот мы уже видим однотипные лица, как с конвейера. Красота ли это?

4. Иногда очень яркая внешность может даже вредить при трудоустройстве. Снова пресловутый человеческий фактор в действии! Бывает, что на работу в офис не берут очень красивую особу по причине … зависти. И девушка-эйчар, и будущая руководительница могут завернуть её на входе, чтобы не мозолила потом глаза своей неземной красотой, если им повезло меньше. Но это – опять-таки непрофессионализм представителей компании, и такое в жизни случается не очень часто, хотя кандидаткам хочется думать, что им отказывают именно из-за зависти к их внешности. Нет, как правило, дело всё-таки в их деловых и личных качествах.

Внешность для развития карьеры

Тут тоже неоднозначно. С одной стороны, если говорить о продвижении по службе в той компании, где человек уже работает, то со временем значимость его внешних данных сходит на нет, если только он не запускает себя напрочь. Его уже когда-то наняли, значит, ничего критичного не увидели, а теперь знают как специалиста или руководителя и делают выводы.

С другой стороны, внешняя привлекательность помогает в карьере опосредованно – потому что такой сотрудник больше нравится клиентам, бизнес-партнёрам, представителям госорганов и т.д. По итогу у него лучше идут продажи, он легче договаривается и решает рабочие задачи. Растут показатели его деятельности, и при наличии лидерского потенциала он становится первым кандидатом на повышение.

Предполагаю, что некоторые тут вспомнят каких-то красавиц (-чиков), которые делали карьеру через постель. Если это действительно так, а не досужие вымыслы, то обсуждать такой вариант мы не будем, ибо тут больше дело не во внешности, а в поведении – торговать телом можно ведь почти при любых данных. Но нередко людям именно хочется думать, что кого-то продвинули за «особые» заслуги, а на самом деле человек реально заслужил повышение.

Бывает и наоборот: когда эффектные девушки-женщины жалуются, что не приживаются на работе по причине того, что их постоянно домогаются мужчины-руководители, а они отказывают и поэтому их просят на выход с вещами. Что могу сказать по этому поводу. Новые русские в малиновых пиджаках, считающие себя властителями мира, давно остались в прошлом. Если сейчас такие случаи и бывают, то редко и где-то в глубокой провинции - в цивилизованном бизнесе никто никого не домогается. Когда красавицы неоднократно нарываются на таких охочих до интима на работе начальников, я бы посоветовала внимательнее посмотреть на самих себя - где-то и чем-то они провоцируют такое к себе отношение.

Когда внешность для карьеры не важна

Только тогда, когда серьёзные несовершенства внешности настолько перекрываются мастерством, личными качествами, харизмой, обаянием и прокачанным имиджем, что мы видим перед собой очень привлекательного человека. Причём, всё это должно быть в комплексе, а не или-или. Встречали, наверное, таких незабываемых персонажей, которые асы в своём деле, лучатся энергией, стильно выглядят, и все их внешние недостатки через пару минут общения начинают восприниматься нами как их изюминка?

Мне хотелось бы сказать, что для некоторых профессий внешность не важна. Ну, правда, какая разница, как выглядит, к примеру, рядовой бухгалтер, который контактирует с внешним миром только по телефону, или разработчик в ИТ? Но то-то и оно, что с ними общаются их коллеги, поэтому писаными красавцами они могут не быть, но приятно выглядеть обязаны. Это – тоже часть столь актуальных сейчас soft skills, правда, не сильно афишируемая, но в нашей российской действительности пока ещё весьма важная.

И тут мы подходим к тому, что такое внешняя привлекательность

Красота – очень-очень субъективное понятие. Да, есть некие каноны, золотое сечение и параметры 90-60-90. Но сколько людей ими обладают? А все остальные кому-то нравятся, а кому-то – нет.

Для меня красота - точно не модельная внешность. Я, конечно, замру и полюбуюсь на ангелоподобное лицо или сногсшибательную фигуру, но очень быстро потеряю интерес, если за ними ничего нет. Я с юности смотрю глубже и считываю по внешности, что у человека внутри. Поэтому, к примеру, когда сама подбирала персонал, только на красивую обёртку не клевала. Нет печальнее зрелища, чем икона красоты и стиля, которая открывает рот, а оттуда сыплются мат, скудоумие и хамство.

По-настоящему привлекательная внешность для меня складывается из 5 компонентов:

  • Гармоничность образа в целом, в т.ч. конгруэнтность, вкус и чувство меры.
  • Ум и внутренняя культура человека.
  • Натуральность и уникальность. Пусть лучше будут мелкие несовершенства и морщинки, чем не лицо, а выставка достижений эстетической косметологии в содружестве с пластической хирургией.
  • Обаяние как энергия, свет и тепло, исходящие от человека.
  • Ухоженность. Тут же – стройность и подтянутость.

Если чего-то из этого нет, то пусть черты лица хоть трижды точёные, назвать человека привлекательным я не смогу, чувствуя внутри него клубок нерешённых проблем.

И знаете, из многолетнего опыта рекрутинга и консультирования вынесла такой вывод: по-настоящему умная, воспитанная, душевно развитая и ухоженная женщина просто не может быть некрасивой, какими бы данными её не наделила природа. Во всяком случае, я таких не встречала. Родиться красивой – удача, оставаться ею долго – всегда большой труд. Уже хотя бы за это трудолюбие можно брать людей на работу.

Мои комментарии «Комсомольской правде», которые я дала по результатам исследования важности внешности для карьеры.

Галина Бобкова, карьерный психолог/консультант, www.ccgb.ru