Найти тему

В мастерской художника: концепты Ксении Лавровой на стыке этноса, моды и книжной графики, чем она щедро делится со зрителем

Эссе первое

Текст: Галина Мумрикова

Считается, что первое впечатление самое сильное. Впервые встретившись с петербургской художницей Ксенией Лавровой, живопись которой поначалу не произвела на меня должного впечатления, я поняла, что художника действительно надо увидеть. Увидела – и многое стало ясно. Многое, но далеко не все, конечно. Сразу после встречи в Петербурге начала изучать информацию, но начитавшись всякого рода критических обзоров от культурологов и кураторов выставок с их литературными «перлами», голова пошла кругом. Ну, как вам: стилизация и гротеск, таинственные алхимические процессы, жестко-структурированная семантика, сочетание объемности и раппорта, таинственно-ругающий мир и т п. Это все их статей о творчестве Ксении.

Ксения Лаврова у своей картины
Ксения Лаврова у своей картины
Восток - дело тонкое
Восток - дело тонкое
Ксения Лаврова. Император Юн Чжэн. Смешанная техника. 2013
Ксения Лаврова. Император Юн Чжэн. Смешанная техника. 2013

Короче: давайте обойдемся без элитарной искусствоведческой зауми (непонятно – значит научно) начнем, что называется ab ovo.

За 30 с лишним лет творческой деятельности после окончания «Мухи» (сейчас Академия Штиглица) Ксения в общем-то занималась ручной росписью тканей, графикой для интерьерных пространств, росписью фарфора, книжными иллюстрациями. Например, оформила книгу «Санкт-Петербург в русской литературе» для издательства «Образование». Нельзя сказать, что разбрасывалась, нет – просто работала. В середине 90-х два с половиной года трудилась над иллюстрациями к «Алисе в стране чудес», издания которой пришлось ждать … 15 лет! Но об этом чуть позже.

Важным моментом в жизни Ксении можно считать 1997 год, когда она серьезно увлеклась культурой Востока, в частности, Китая. Увлеклась так, что поступила в Восточный университет на кафедру китайского языка. И закончила, получив диплом. В своей автобиографии Ксения пишет: «У меня были превосходные преподаватели, образованные и увлечённые востоковеды, которые оставили глубокий след в моем дальнейшем творчестве, поскольку я и по сей день изучаю культуру Востока – Китая, Японии, Ближнего Востока, а также Африканского континента». Восток так «захватил» Ксению, что проходит теперь «красной нитью» по всем направлениям ее творчества. В 2013-м году художницу пригласили в Сианьский институт искусств, где она участвовала в выставках в Сиане и Ланчьжоу. Вообще выставки – это особая история, их было немало за эти годы, многие с удивительно поэтичными названиями («Башмак в искусстве», «Люди в тканях», «Тутовый шелкопряд», «Крылышко цикады», «Время кукол»).

"Сон в красном тереме". 1-я часть диптиха. Акрил, тушь, перо, бумага. 2019
"Сон в красном тереме". 1-я часть диптиха. Акрил, тушь, перо, бумага. 2019
"Сон в красном тереме". Диптих.
"Сон в красном тереме". Диптих.

Так вот Китай. После прочтения семейно-бытового романа «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня, написанного в середине XVIII века Ксения создала одноименный диптих, суть которого можно понять, если знать, что сон в китайском буддизме – это земная жизнь, а красный терем символизирует женственность и красоту, и там, за массивной дверью, происходит жизнь обитателей некоего богатого дома, которую и описывает автор. Золотой узорный фон и одеяние уходящей героини с равнодушным бледным лицом вынуждают зрителя задуматься: какие сомнения или разочарования уносит она с собой, хотя, может, любви и радости в ее жизни все же больше?..

Ян гуй фэй. Акрил, тушь, перо, бумага. 2014.
Ян гуй фэй. Акрил, тушь, перо, бумага. 2014.

Уж сколько фильмов сняли на Востоке про великую наложницу и интриганку, а потом жену императора времен династии Тан Ян-Гуй фэй, сколько написали стихов про женщину, которая погубила величайшую империю – не сосчитать. Она была одной из красивейших женщин страны. Но на полотне Ксении мы видим вовсе не красавицу – уродину – с нашей точки зрения. Метаморфоза или китайская «железная леди», отрастившая длинные ногти, чтобы отгонять злых духов, намекает на свое бессмертие?

Сэй Сёнагон. Записки у изголовья. 1-я часть диптиха. Акрил, тушь, перо, бумага. 2015
Сэй Сёнагон. Записки у изголовья. 1-я часть диптиха. Акрил, тушь, перо, бумага. 2015
Сэй Сёнегон. Записки у изголовья. 2-я часть диптиха. Акрил, тушь, перо, бумага. 2025
Сэй Сёнегон. Записки у изголовья. 2-я часть диптиха. Акрил, тушь, перо, бумага. 2025

«Записками у изголовья» в Японии называли тетрадки или личные дневники, которые всегда прятали в ящичке у кровати. Сэй-Сёнагон писала свою книгу в 986-1000 гг. На одноименном диптихе Ксении Лавровой уж не в потайной ли комодец заглядывает девушка (автор?), чтобы узнать все тайны, записать и снова спрятать? Разножанровая книга, а это анекдоты, новеллы, размышления, картинки природы – все подряд – здесь, на диптихе, раскаталась по вееру стремительным ярким мазком, все записки, весь красочный быт императрицы, которой служила Сэй Сёнагон.

"Сказки долины Омо". Акрил, тушь, перо, бумага. 2011
"Сказки долины Омо". Акрил, тушь, перо, бумага. 2011
"Мурси".
"Мурси".
Пополь-Вух. Сотворение мира. Акрил, тушь, перо, картон, бисер, стеклярус. 2016
Пополь-Вух. Сотворение мира. Акрил, тушь, перо, картон, бисер, стеклярус. 2016
Ойран. Акрил, тушь, перо, бумага. 2018
Ойран. Акрил, тушь, перо, бумага. 2018

Впрочем, за какую бы историю ни бралась Ксения, получается такая объективно-субъективная картинка-декорация из жизни, имеющая свое цветовое решение, тончайшие детали, которые не могут возникнуть из ниоткуда, а только из глубины точнейшего знания первоисточника. Поэтому мы знаем, как выглядят аборигены в долине реки Омо в Эфиопии и женщины племени Мурси с глиняными дисками в губах. Верим, что именно так можно интерпретировать Книгу народов» («Поволь-Вух») – эпический памятник древних майя. И с любопытством разглядываем представительницу японских женщин для удовольствия ойран, которые в отличие от банальных проституток Европы отличались высокой культурой.

Ксения Лаврова рядом со своими работами
Ксения Лаврова рядом со своими работами
Спутанные травы. Акрил, тушь, перо, бумага. 2020
Спутанные травы. Акрил, тушь, перо, бумага. 2020
Тысяча и одна ночь. Акрил, тушь, перо, бумага. 2008
Тысяча и одна ночь. Акрил, тушь, перо, бумага. 2008
Черный какаду. Акрил, тушь, перо, бумага. 2021
Черный какаду. Акрил, тушь, перо, бумага. 2021

Конечно, Восток – дело тонкое. Хотя гордый роскошный пальмовый какаду вряд ли так считает.

Наш следующий рассказ – о книжных иллюстрациях и росписи фарфора.

#изобразительное искусство#

современное искусство#живопись#ксения лаврова#культура

Around ArtАрт-выставки, выставки современного искусства, арт-критика, беседы с галеристами и художниками