"Идея этого альбома возникла из обычных разговоров внутри группы. Вы знаете, как часто люди вспоминают старых школьных друзей и удивляются, что с ними стало; или людей, которые удивляют нас своими успехами или неудачами. Во всяком случае, тема этого альбома основана на трех людях - школьных друзьях, но неизбежно разделенных случайностью, мастерством и судьбой."
/Надпись на обложке пластинки/
Третий альбом Gentle Giant, вышедший весной 1972 года, был записан несколько ранее - в декабре 1971, через восемь месяцев после ''Acquiring The Taste''. Определённо, 1971 год оказался для группы особенно урожайным. Интересно, что в отличии от двух предыдущих альбомов, спродюсированых Дэвидом Боуи и продюсером T. Rex Тони Висконти, "Three Friends" был первой самостоятельной работой группы. Можно сказать, что Вежливый Великан начал взрослую жизнь.
Записи ''Three Friends'' предшествовали некоторые изменения в составе Gentle Giant: группу покинул барабанщик Мартин Смит, его заменил относительно более приземленный Малькольм Мортимор. Хотя его игра так же пропитана джазом, как и у предшественника, Мортимор демонстрирует более жесткий стиль. Однако, это был единственный альбом, в котором Малькольм Мортимор играл с GG. В марте 1972 года он попал в аварию на мотоцикле, и его карьера в группе на этом закончилась.
''Three Friends'' был первым концептуальным альбомом GG. Его сюжет основан на истории трех мальчиков, которых "неизбежно разделяют случай, мастерство и судьба", когда они становятся мужчинами. На протяжении всего альбома трое друзей проходят путь от школьных товарищей к тому, чтобы стать, соответственно, дорожным рабочим, художником и "белым воротничком". С течением времени они теряют способность общаться друг с другом и понимать образ жизни друг друга.
Песня "Schooldays", идущая сразу после "Пролога", начинается со звуков школьной площадки в Англии. Рэй Шульман рассказал Songfacts об этой песне: "Мы начали использовать звуковые эффекты школьного двора, чтобы это вызывало ностальгию, это песня о том, как мы вместе учились в школе и как наши друзья пошли разными путями." Между прочим, на этом треке мы можем услышать голос Кальвина Шульмана, старшего сына Фила Шульмана.
Последняя песня оставляет историю с открытым финалом; воссоединятся ли когда-нибудь три друга или нет, остаётся неясным. Жизнь и судьба трёх друзей музыкально представлены разными музыкальными стилями, наиболее подходящими для раскрытия образа каждого из персонажей.
Вот что рассказывает об идее альбома Фил Шульман в интервью Арло Уэсту, состоявшемся в 1995 году (сокращённый перевод мой):
Арло: Я хотел спросить вас, пока мы говорили о взрослении вообще и о концепции альбома "Три друга". Концепция трех друзей действительно тронула многих из нас здесь. Не могли бы вы на минутку поразмыслить о том периоде и рассказать нам всем, как вы пришли к созданию этого альбома?
Фил: Когда я приехал в Англию (из Глазго, Шотландия ) в возрасте 10 лет, я попал в рабочий район. Я объединился с другими ребятами, и мы пошли в то, что в этой стране называется младшей или начальной школой. В 1948 году или что-то в этом роде, когда мне было около 11 лет, у нас в этой стране в то конкретное время был национальный экзамен под названием "Одиннадцать плюс", который заставлял всех детей в этом конкретном возрасте 11+ сдавать экзамен, чтобы увидеть, какой поток обучения им требуется.
Мне и моим друзьям дали стипендию в месте, которое здесь называется государственной школой. Я получил стипендию в школе под названием Портсмутская классическая школа, один мой друг пошел в техническую школу, а другой в среднюю современную школу, которая была для подавляющего большинства детей. Это был возраст, в котором определялась вся ваша жизнь, и не было никакого выхода из этого. Именно это и случилось со мной и моими друзьями.
Я все еще поддерживал свои дружеские отношения с другими ребятами до определенного момента, но нам действительно пришлось когда-то расстаться, потому что в то время, о котором я говорю, в начале 50-х годов, я сделал то, что мы назовем академической карьерой, а мои друзья стали чернорабочими, торговцами, инженерами, корабельными мастерами. В Портсмуте, где я жил, верфь была отличным работодателем, где некоторые из моих друзей стали подмастерьями, а некоторые рабочими.
Арло: Это была ваша идея, концепция альбома ''Three Friends''?
Фил: Это была полностью моя концепция, насколько я помню. Но когда вы начинаете делать маленький альбом, вы не можете передать все, что вы хотите сказать."
С некоторой натяжкой ''Three Friends'' можно рассматривать, как этакую мини рок-оперу, с довольно простой и однозначной концепцией. В ней есть "Пролог" (не увертюра), песня, посвященная их школьной жизни, "личная" мелодия для каждого из друзей и эпилог. И все произведение длится чуть больше тридцати минут! Для полноценной рок-оперы этого, конечно, очень мало.
''Three Friends'' был записан в Лондоне на Advision Studios и Command Studios в декабре 1971 года. Вышел 14 апреля 1972 года на лейблах Vertigo (UK) и Columbia (US/Canada). Это был первый релиз группы в американском чарте, достигший 197-го места в Billboard 200.
Гэри Грин - электрогитара, мандолина (трек 2), бубен (треки 2, 5).
Кери Минниар - орган Хаммонда (треки 1, 3-6), фортепиано (треки 1, 2, 5), электропиано (треки 2, 3, 5), меллотрон (треки 2, 6), клавинет (треки 2, 3).
Болдуин Спинете - электрический клавесин (трек 2), вибрафон (трек 2), бонги (трек 2), треугольник (трек 2), вокал (треки 2, 6).
Малькольм Мортимор – барабаны, хай-хэт (трек 2), бас-барабан (трек 2).
Дерек Шульман – ведущий вокал (3-6)
Фил Шульман – тенор-саксофон (треки 1, 3, 4), баритон-саксофон (треки 1, 3), ведущий вокал (1, 2, 4, 6).
Рэй Шульман – бас-гитара (трек 1), скрипки (трек 4), электрическая скрипка (трек 5), двенадцатиструнная гитара (трек 1), вокал (трек 6).
1. "Prologue" - архетипичный для GG трек, в котором аккорды рояля, саксофоны, гитарные риффы и пульсирующие клавишные вносят свой вклад в создание в целом конструктивного, напряженного настроения. Спокойный вокал Фила Шульмана рассказывает нам не только начало истории, но и намекает на ее конец: "но судьба, мастерство и шансы играют свою роль/ветер перемен уносит, нет прощания/три мальчика-мужчины, их пути разошлись/они рассказывают свои истории, чтобы оправдаться."
2. "Schooldays" - трек, который открывает вибрафон Болдуина Спинете, имеет тонкое, причудливое звучание, вызывающее воспоминания о детстве, и тех возможностях, которые ушли вместе с ним. Внезапно появляются почти зловещие фортепианные аккорды, которые приводят к великолепной, сюрреалистической вокальной мелодии, которая парит над инструментами. "Школьные дни, счастливые дни, когда мы никуда не шли/школьное время, счастливое время, когда мы не чувствовали никакой заботы/школьные дни, когда трое сказали, что мы будем друзьями навсегда/как долго это когда-либо, не странно ли?"
3. "Working All Day" - описывает судьбу первого из друзей, а невнятное вступление и хард-роковые риффы указывает на то, что его удел - жизнь в отупляющей тяжелой работе. "Легко сказать, что все равны/тогда оглянитесь вокруг и увидите, что это неправда. Я ем пыль/босс получает все деньги/жизнь не справедлива." Но противоядие от этой оды жалости к себе приходит в виде выдающейся игры Миннеара на органе Хаммонда.
4. "Peel the Paint" - имеет тихое, вкрадчивое вокальное вступление, за которым следует струнный квартет, который неожиданно появляется из ниоткуда. Эта последовательность повторяется, а затем трек превращается в этакий хард-рок со сложными, переплетающимися инструментальными линиями. Кажется, второй из троицы стал художником, "свободным с самого начала/оставленным уходить/находящим удовольствие и боль в своем искусстве/потерянным в тишине/не нужно спешить/время ждет его/того, кто творит кистью." Однако, в песне представлена и темная сторона личности этого человека, потому что если вы "заглянете под него/вы увидите то же самое/то же самое старое дикое животное/снимите пальто/пальто времени/и найдете безумные глаза и увидите эти заостренные зубы." Гитарист Гэри Грин оказывается в центре внимания, когда он исполняет восхитительное соло, сопровождаемое только впечатляющей барабанной игрой Мортимора.
5. "Mister Class and Quality?" - трек начинается с еще одной квази-джазовой пьесы, которая превращается в номер, где странные инструментальные мелодии извиваются под вокальными линиями Дерека Шульмана. Последний из троих друзей успешно поднялся по служебной лестнице и теперь смотрит свысока на своих бывших приятелей. "Посредник смотрит прямо вперед и никогда не пересекает границ/никогда не понимал художника или ленивых рабочих/миру нужны такие устойчивые люди, как я отдавайте и принимайте приказы."
6. "Three Friends" - композиция начинается с хорала: "Однажды трое друзей/сладко в печали/теперь это часть их прошлого./В конце/полный радости/ходил из класса в класс." Простая и светлая мелодия завершает альбом.
''Three Friends'', вероятно, самый доступный для восприятия альбом Gentle Giant, поэтому, с него можно начинать знакомство с этой замечательной группой. Хотя, конечно, ''Three Friends'' совсем не так прост, как это может показаться...
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Gentle Giant вы можете прочитать у меня здесь:
"The Power and the Glory", 1974
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.