Найти в Дзене
Музыкальный экспресс

Осьминог. (Восемь опусов). Gentle Giant - ''Octopus'', 1972

"Octopus" был, вероятно, нашим лучшим альбомом, за исключением, возможно, "Acquiring The Taste". Мы начали с идеи написать песню о каждом члене группы. Наличие концепции в голове было хорошей отправной точкой." /Рэй Шульман/ Мне кажется, в процессе создания альбома музыканты ушли очень далеко от начальной идеи, о которой рассказал Рэй Шульман. Если в композициях, составляющих альбом ''Octopus'', и есть песни, посвящённые членам группы, то сделано это в весьма иносказательной форме. Дело в том, что в качестве литературной основы, лёгшей в основание текстов песен, называют книгу "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле ("The Advent Of Panurge"); творчество писателя Альбера Камю ("A Cry For Everyone") и книгу "Узлы" шотландского психиатра Р. Д. Лэйнга ("Knots"). Как лирические герои этих произведений соотносятся с музыкантами Gentle Giant, остаётся только догадываться. Образ Гаргантюа, "Нежного Гиганта", средневекового обжоры и жизнелюба, сквозной в творчестве группы, которая, в какой-

"Octopus" был, вероятно, нашим лучшим альбомом, за исключением, возможно, "Acquiring The Taste". Мы начали с идеи написать песню о каждом члене группы. Наличие концепции в голове было хорошей отправной точкой."

/Рэй Шульман/

Мне кажется, в процессе создания альбома музыканты ушли очень далеко от начальной идеи, о которой рассказал Рэй Шульман. Если в композициях, составляющих альбом ''Octopus'', и есть песни, посвящённые членам группы, то сделано это в весьма иносказательной форме. Дело в том, что в качестве литературной основы, лёгшей в основание текстов песен, называют книгу "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле ("The Advent Of Panurge"); творчество писателя Альбера Камю ("A Cry For Everyone") и книгу "Узлы" шотландского психиатра Р. Д. Лэйнга ("Knots"). Как лирические герои этих произведений соотносятся с музыкантами Gentle Giant, остаётся только догадываться.

Образ Гаргантюа, "Нежного Гиганта", средневекового обжоры и жизнелюба, сквозной в творчестве группы, которая, в какой-то степени, обязана ему своим названием. Панург же, появлению которого посвящена заглавная песня на альбоме, это друг Пантагрюэля, сына Гаргантюа. Вот что сообщает о нём Википедия:

"Панург обрисован очень изворотливым и пронырливым; он не пренебрегает плутнями, даже воровством, хвастает своей храбростью, а при случае первый трусит, отличается цинизмом и бесстыдством, думает лишь о своём благополучии, ведёт беспорядочную жизнь, лишён идеальных влечений, порой выказывает жестокость. Но, с другой стороны, он олицетворяет здравый смысл, наделён юмором и сатирической жилкой, искусно подмечает и осмеивает людские слабости."

Панург
Панург

С Альбером Камю, французским писателем и философом - экзистенциалистом, всё ещё интереснее. Его самый известный роман, "Посторонний", написан в 1942 году. В нём рассказывается история человека, который случайно совершил убийство. Как он сказал на суде, его ослепило солнце, и он выстрелил. Суд, однако, приговорил его к смерти, потому, что "он не плакал на похоронах матери", а значит, был жестоким человеком. Как-то Камю выразил идею книги в парадоксальной форме: "В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговорённым к смерти".

"Всегда слишком поздно, слишком поздно, чтобы плакать, плакать

для всех" - поёт Дерек Шульман в песне "A Cry For Everyone".

Шотландский психиатр Рональд Дэвид Лэйнг, как выясняется, тоже находился под влиянием философии экзистенциализма, что связывает его с Альбером Камю. Лэйнг автор множества научных и научно-популярных книг, например "Я и другие" (1961), но книга "Узлы", которой посвящена песня "Knots", это сборник стихов! Такой вот разносторонний был человек. Однако, в песне Gentle Giant используется, насколько я понял, оригинальный текст Дерека и Фила Шульман, а стихи Лэйнга просто послужили источником вдохновения.

Но главное в альбоме ''Octopus", как и остальных опусах Gentle Giant, это не стихи, а музыка. Альбом включает в себя широкий спектр стилей, от баллад до экспериментальных электроакустических риффов. Их способность создавать одновременно много музыкальных событий дает многослойный эффект музыке: у слушателя есть некоторый выбор, что обращать внимание в любой момент времени, и слышать что-то новое каждый раз, когда он включает запись.

Стиль Gentle Giant, представленный на этом альбоме, включает частое применение контрапункта - используются нескольких голосов, которые полностью независимы в ритме и гармонии.

Музыка Gentle Giant всегда полифонична и использует значительное количество ритмических и аккордовых изменений. Структуры аккордов в конечном итоге оказываются гораздо ближе к тем, которые используются в классической музыке, чем в рок-музыке. Сложность гармоний, а также внезапные повороты в аккорде и ключевые изменения - это несколько причин, по которым музыка может звучать так странно для нетренированного уха.

Альбом был записан 24 июля - 5 августа 1972 года, в Advision Studios, Лондон. В продажу пластинки поступили 1 декабря 1972 года, напечатанные лейблом Vertigo в Англии и Columbia в США. В 1973 году ''Octopus" занял 170 место в американском Billboard 200.

Гэри Грин - гитара, перкуссия.

Кери Минниар - все клавишные, вибрафон, перкуссия, виолончель, синтезатор Moog, ведущий и бэк-вокал.

Дерек Шульман - ведущий вокал, альт-саксофон.

Фил Шульман - саксофоны, труба, мелофон, ведущий и бэк-вокал.

Рей Шульман - бас-гитара, скрипка, гитара, перкуссия, вокал.

Джон Уэзерс - барабаны, перкуссия, ксилофон.

1. "The Advent Of Panurge" - трек начинается с очень интересного "средневекового" многоголосия, но внезапно переходит в этакий тяжёлый фанк.

2. "Raconteur Troubadour" - наверное, самая сложная композиция на альбоме. Возможно, так могли бы играть джаз-рок музыканты эпохи Возрождения, предварительно выпив отвара из сушёных мухоморов.

3. "A Cry For Everyone" - почти чистый хард-рок, переходящий в джаз- фьюжен.

4. "Knots" - маленькие фрагменты музыки и текста, повторяемые снова и снова, создают калейдоскоп событий, различимых по ритмам, инструментам и диапазонам.

5. "The Boys In The Band" - единственный инструментальный трек в альбоме. Нервный, быстрый и насыщенный джаз-фьюжен номер.

6. "Dog’s Life" - "барочный" акустический номер, со скрипками, гитарой, и множеством трудноопределимых инструментов.

7. "Think Of Me With Kindness" - сравнительно простая пеня, душевная такая баллада, местами переходящая как бы в гимн.

8." River" - самый "роковый" трек на альбоме, с замечательным гитарным соло.

-3

С одной стороны, ''Octopus" Gentle Giant - настоящий шедевр прогрессивного рока, одна из вершин этого жанра. С другой стороны, из за своей необычности и сложности он, скорее, заинтересует профессионального музыканта, чем обычного человека. Однако, на мой взгляд, как ни странно, альбом слушается довольно легко.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2017 5668 2940

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С

Заранее спасибо!

Ещё о группе Gentle Giant вы можете прочитать у меня здесь:

''Gentle Giant'', 1970

''Acquiring The Taste'', 1971

''Three Friends'', 1972

''In A Glass House'', 1973

"The Power and the Glory", 1974

''Free hand'', 1975

Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.

-4