Часто родители жалуются, что не могут выполнять с ребенком моторные упражнения, которые я задаю в рамках домашнего задания. Аргументация разная: #не слушается , не делает, не хочу или мне тяжело (и так бывает), не понятно, зачем это нужно, важнее #читать и #писать .
Движение, умение управлять телом – это базовые вещи для решения запроса родителей. Абсолютно для всех детей, но для детей с особенностями развития это наиболее актуально. А еще правильные, целенаправленные #моторные упражнения , позволяют решать множество важных задач:
- развитие имитации (умения подражать);
- стимулирование выполнения инструкций;
- развитие произвольной организации движений и волевой сферы в принципе;
- развитие коммуникативных навыков;
- осознание выполняемых действий, их называние (а-ля глагольный тренинг);
- формирование Я-концепции;
- формирование схемы тела и представлений о нем.
Раскрываю свои фишки
У меня есть свод правил, которых я придерживаюсь в работе с моторикой. Это помогает получить максимальную пользу от упражнений, направленных на развитие как мелкой, так и крупной моторики, равновесия, заданий в рамках метода замещающего онтогенеза.
- · Медленно и четко выполнять движения, комментировать их.
- · Описывать упражнения как можно проще, используя одинаковые слова для повторяющихся движений.
- · Проговаривать выполняемые движения, самостоятельно и вместе с ребенком, стимулировать его называть их.
- · Начинать упражнения с совсем простых движений (для кого-то это может быть просто хлопки в ладоши, а для кого-то наклоны).
- · В работе одновременно может находиться небольшое количество упражнений, которые часто повторяем, доводим до качественного выполнения.
- · Движения сопровождать ритмичным стишком или счетом;
- · При необходимости помогать и поддерживать ребенка, хвалить за малейшие успехи.
Особенно сложно работать с телом с детьми, которым неприятен #телесный контакт или они испытывают страх перед ним. Тогда я сажусь или встаю за спиной ребенка. Вместо того, чтобы взять за руку протягиваю палку или канат. Безусловно, мы дойдем до телесного контакта, но это всегда будет в темпе, комфортном для ребенка.
Увеличивайте двигательную активность детей, не хаотичную, а целенаправленную. Двигайтесь вместе с детьми. Развитие ребенка начинается с движения!