Найти тему
Записки не краеведа

Аксайская чудотворная икона Божией Матери Одигитрии

16 декабря сего года (1900) в Новочеркасске можно было видеть особое народное религиозное торжество. Совершались проводы аксайской иконы Божией Матери Одигитрии из Новочеркасска в Аксайскую станицу – место постоянного её в последнее время пребывания. В этот день с раннего утра со всех концов города народ спешил к кафедральному собору на прощальное поклонение святой иконе и собирался тут бесчисленной толпой. Шли и ехали как здоровые, так и особенно больные, калеки и одержимые всевозможными недугами. Всё это спешило, возбуждённое и молитвенно настроенное, в чаянии исцеления и помощи. Матери со слезами и рыданиями несли поспешно больных чем либо детей, чтобы приложить их к чудотворной святыне, или хотя положить их в таком месте пути, где святая икона перейдёт через них при своём шествии.

Такое же всеобщее нравственное возбуждение охватывало всё христианское население Новочеркасска и 25 августа, когда икона эта была принесена сюда. В Новочеркасске аксайская икона Божией Матери обносилась по всем городским церквам, а также и по домам желающих из жителей. Далее она носима была в станицы Старочеркасскую, Кривянскую и Бесергеневскую и в города Ростов и Нахичевань. Такое странствование честная икона совершает ежегодно в один и тот же период времени, и нельзя не признавать явления этого в большей степени полезным для населения, так как оно сопровождается, как говорят, многими физическими и душевными исцелениями больных и недужных, возбуждает религиозное чувство и даёт простому народу (да и вообще всем верующим и молитвенно настроенным людям) значительное нравственное очищение и возвышение.

Кафедральный собор Новочеркасск
Кафедральный собор Новочеркасск

Так как далеко не всякому из жителей донской области известна история появления и существования аксайской чудотворной иконы, то не будет лишним сказать здесь по этому предмету несколько слов. История аксайской иконы Божией Матери имеет уже 70-летнее продолжение и состоит в следующем:

В 1830 году в Аксайской станице была сильнейшая холерная эпидемия. Народ умирал сотнями, некоторые семьи вымирали без остатка, и дома их стояли запустелыми. В это то время в обмершем и запустелом доме казачки Варвары Наумовой, в кухне на печке, и была найдена нечаянно икона Божией Матери Одигитрии. Нашла её казачка Пелагея Нестерова (сестра умершей хозяйки дома) и сначала перенесла её к себе в дом, а далее, когда о найденной иконе многим из жителей Аксайской станицы были видения и народ толпами, днём и ночью, стал сходиться к дому Пелагеи Нестеровой, молился здесь, читал акафист Божией Матери (причём многие и многие из больных прикладывались к явленной иконе, умывались и утоляли жажду водой, которая обмыта была иконой, и моментально получали совершенное исцеление от болезни), то икона перенесена была в местную Троицкую церковь. По станице к церкви икона несена была при большом, почти поголовном стечении населения станицы, и с великой честью и торжественностью, выражавшимися в полном облачении духовенства, пении особых псалмов и колокольном звоне. Всё это произвело на народ сильнейшее впечатление, он ободрился, перестал страшиться и унывать, и эпидемия быстро стала прекращаться.

В 1831 году о найденной иконе донской духовной консисторией было произведено следствие и так как оказалось, что ей совершались многие чудесные исцеления больных, то она в 1832 году, по распоряжению епархиального высокопреосвященного, была перенесена в Новочеркасск и помещена в кафедральном соборе. Здесь святая икона находилась до 1847 года, когда во многих местах донской области и в том числе в Аксайской станице открылась вновь холера. В Аксае умирало в это время в один день по 100 и более человек. Тут аксайцы вспомнили о своей спасительнице от болезни в 1830 году и, с разрешения епархиальной власти, предприняли крестный ход в Новочеркасск, отсюда с великой честью и торжественностью взяли к себе явленную икону, обнесли вокруг всего станичного поселения и в течение 6 дней после этого болезнь совершенно у них прекратилась. В этом же году болезнь холера, поразила и Новочеркасск. Народа ежедневно погибала масса, чему много способствовало весьма плохое в то время водоснабжение Новочеркасска: водопровода ещё не было и большинство населения употребляло воду из загнивших колодцев по городу и из болотистой реки Тузлова. Новочеркассцы, в беде своей, воротили крестным же ходом явленную икону назад из Аксая, три дня совершали над ней соборне на площадях города молебное пение и холера прекратилась.

В воспоминание этих то событий в 1848 году, с разрешения священного синода, и учреждён ежегодный крестный ход с иконой этой из Аксайской станицы в Новочеркасск и обратно. Сначала крестный ход совершался только в Новочеркасск, а потом, с течением лет, чудотворную икону стали обносить ещё и населённые пункты: Старочеркасск, Кривянку, Бесергенев, Ростов и Нахичевань. Жители Ростова и Нахичевани начали приносить к себе аксайскую икону Божией Матери Одигитрии с 1866 года, когда в городах этих между населением свирепствовали холера и тиф.

Храм Святой Троицы в станице  Аксайской.  Конец XIX - начало XX вв.  Оригинал фото с https://aksay-museum.ru
Храм Святой Троицы в станице Аксайской. Конец XIX - начало XX вв. Оригинал фото с https://aksay-museum.ru

В 1849 году и последующее время, вплоть до 1861 года, в крестных ходах с чудотворной иконой принимал живейшее участие покойный войсковой наказной атаман войска донского Михаил Григорьевич Хомутов. Он, для возвеличивания крестных ходов и придания им наибольшей торжественности и значения в глазах народа, построил в степи на Большом Логу, как раз на половине дороги из Новочеркасска в Аксай, каплицу-часовню, сторожку при ней и несколько деревянных балаганов для помещения, в случае ненастной погоды, участвующего в крестном ходе народа. Хотя от Новочеркасска до Аксая считается по этой дороге 25 вёрст и крестный ход мог легко совершаться (как совершается теперь) в один день, но на Большом Логу в построенных зданиях установлено было совершать со святой иконой ночлег каждый раз при следовании от Аксая в Новочеркасск и на обратном пути. При этом народу предлагалась обыкновенно трапеза. Для караула часовни и зданий при ней в течение всего года состояла здесь казачья команда из нижних чинов. Так продолжалось до конца атаманства М. Г. Хомутова и даже далее, до 1868 года, когда вдруг обнаружено было, что во время остановки крестного хода на ночь при больше-логской часовне каждый раз открывается настоящая ярмарка с производством торговли не только яствами и питиями, необходимыми для насыщения народа, но и в большей мере спиртными напитками, что тут, при всенародном служении Богу, рождало и обнаруживало большие беспорядки, крайнюю грубость народной массы и нравственную её распущенность. По этой причине признано было более удобным совершать крестный ход в один день. После этого часовня на Большом Логу со всеми постройками при ней была упразднена и отдана аксайскому станичному обществу на слом для устройства богадельни, школы или чего другого. Охранная казачья команда при часовне была упразднена Высочайшим повелением уже в 1870 году.

Богатые люди из чтителей аксайской иконы Божией матери выражали и выражают своё усердие к этой святыне пожертвованием на украшение её денег, слитков золота и серебра и многих других ценных предметов. Теперь явленная икона в золотом окладе – 84 пробы, весом 70 золотников, в серебряном киоте – весом 18 фунтов и 12 золотников и в жемчужной ризе, унизанной разными драгоценными каменьями с венцом и короной. На ризе, венце и короне иконы находится драгоценных каменьев числом ни больше, ни меньше (по самому точному описанию), как 522. В числе этих каменьев имеется 125 алмазов (21 крупный, 47 средней величины и 57 мелких), 188 бриллиантов (10 крупных, 99 средней величины и 79 мелких), 8 изумрудов, из которых 4 крупных, 178 яхонтов, 21 крупные жемчужины и две больших бирюзы.

Обильными пожертвованиями для аксайской иконы заведует аксайское станичное общество и употребляет их на украшение самой иконы и на украшение и ремонт своей Троицкой церкви. При этом в употреблении дарственных сумм и вещей было в прежнее время, как говорят, не без злоупотреблений. Один из станичных атаманов Аксайской станицы, некто Богданов, был, например, под судом и обвинялся в том, что в семидесятых годах обратил в свою пользу 15 000 рублей, вырученных от продажи пожертвованных на икону вещей. Он впоследствии сошёл с ума и содержался в сумасшедшем доме.

Иван Тимощенков
газета «Приазовский край» № 341 от 25 декабря 1900 года.

Навигатор Черкасский округ
Подборка "Церкви и храмы Дона"