Глава вампирского клана, возлюбленная Шерлока Холмса, едва ли не первая женщина - инфлюэнсер и даже сама Фортуна, - трудно поверить, но все эти эпитеты об одной и той же женщине.
Эмили Шарлотта Ле Бретон родилась 13 октября 1853 года. Ее родиной стал остров Джерси - небольшой островок в проливе Ла Манш. Его население и сегодня едва превышает сто тысяч жителей, а в викторианские времена это было настоящее захолустье. Отцом девушки был преподобный Уильям Корбет Ле Бретон - глава местного церковного прихода и весьма любвеобильная личность. Несмотря на свой сан преподобный волочился за таким количеством женщин, что слава о его похождениях достигла ушей самого архиепископа Кентерберийского, и Уильям был вынужден покинуть свой пост и остров Джерси.
Эмили унаследовала красоту матери и темперамент отца, а еще тягу к роскоши, о которой единственной девочке в семье священника с семью детьми, приходилось только мечтать. Впрочем, тяготы викторианского детства преодолели только двое из шести братьев Эмили. На свадьбе старшего из них девушка и познакомилась с Эдвардом Лэнгтри - тридцатилетним вдовцом и ирландским землевладельцем. Эмили покорила его сердце своей красотой, а он завоевал ее расположение прогулками на роскошной яхте. 6 марта 1874 года, спустя всего лишь полгода после знакомства, они поженились.
Супруг сразу же приобрел для жены роскошный дом в Джерси, но Эмили выходила замуж не для того, чтобы прозябать на Нормандских островах - большую часть года она предпочитала жить в лондонской квартире мужа. Вести размеренный образ жизни викторианской супруги - стращать прислугу, играть на фортепиано и греть мужу тапочки у камина амбициозная красавица не собиралась. Перебравшись в Лондон, она сразу занялась воплощением своей давней мечты - влилась в круг творческой богемы и стала играть в любительских театрах. Ей грезились театральные подмостки и громкая слава. Но первый настоящий успех принесли красавице не актерские роли, а всего лишь один домашний ужин у леди Себрайт.
В 1877 году умер Реджи - младший и самый любимый брат Эмили. Девушка так скорбела о нем, что супруг опасался за ее душевное здоровье. Тогда-то лорд Ренелаг - один из друзей Эмили и выхлопотал для нее приглашение на светскую вечеринку, где многочисленные поэты и художники должны были развеселить красавицу. Мужу едва удалось уговорить супругу принять приглашение. Эмили все еще носила траур по брату и потому явилась на ужин в черном платье и без украшений. Этот наряд так выгодно подчеркивал красоту девушки и так удачно выделял ее среди прочих дам, разряженных в пух и прах, что она стала настоящей королевой вечера.
Уже на следующее утро поэты, антрепренеры и художники буквально выстроились у дверей красавицы: одни писали о ней стихи, другие предлагали ей роли, третьи умоляли позировать для их картин, а Эмили всем улыбалась и очень многим отвечала согласием. Тогда-то и был написан один из самых известных портретов красавицы, не только увековечивший ее образ в "тот самый вечер", но и подаривший девушке ее второе имя. Помня о месте рождения своей модели, Джон Эверетт Миллес назвал, написанную с нее картину картину - "Лилия Джерси". С той поры Эмили стала зваться только Лилли и никак иначе.
Так началась та жизнь, о которой красавица всегда мечтала: громкие роли, сказочные гонорары, роскошные подарки и многочисленные любовные связи. Среди "поклонников" Лилии из Джерси были замечены принц Уэльский Берти (в будущем Эдуард VII), граф Шрусбери, принц Людвиг фон Баттенберг и многие, многие другие.
Внимание и поддержка "сильных мира сего" только усилили амбиции красавицы. Лилли не только не забросила актерское мастерство, но и выступила в качестве продюсера для нескольких постановок. Ее спектакли с успехом шли в Великобритании, а в 1882 году Лилия Лэнгтри вместе со своей труппой отправилась покорять Новый Свет. И покорила. Гастроли в США имели даже больший успех, чем в Великобритании. Это принесло Лилли не только весьма внушительный процент от продажи билетов, но и множество рекламных контрактов. Она успешно рекламировала мыло и косметику, став едва ли не первой женщиной, которая стала зарабатывать на этом деньги.
Карьера Лилли в Новом Свете была настолько успешной, что в конце концов она стала гражданкой США и развелась с Эдвардом Лэнгтри (в 1887 году), который не пожелал покидать Великобританию. Ее другом и покровителем стал мультимиллионер Фредди Гебхарда, с которым они оставались вместе вплоть до 1891 года. Он купил ей целую конюшню чистокровных лошадей и виноградник с винодельней в Калифорнии. Несмотря на то, что Лилли продала их в 1906 году, они и по сей день носят имя "Фермы Лэнгтри".
Сама же Лилли в 1899 году вышла замуж за Хьюго Джеральда де Бата, который в 1907 году стал лордом де Батом. Муж был моложе 46-летней красавицы на девятнадцать лет. Впрочем, то был брак по расчету, в котором муж обретал деньги и связи, а жена титул и положение в обществе. В 1917 году супруги перебрались в Монако, но жили порознь и виделись только на светских мероприятиях. Лучшим (и почти единственным) другом былой знаменитости стала в эти годы вдова ее бывшего дворецкого - Матильда Пит. Именно ей и ее детям досталась львиная часть многомиллионного наследства Лилли Лэнгтри, которая умерла после затяжного бронхита в возрасте 75 лет.
В своем завещании Лилли просила похоронить ее на острове Джерси, где она и покоится на кладбище прихода Святого Спасителя, неподалеку от дома священника, в котором она выросла и откуда так мечтала сбежать.
Жизнь Лилли, и без того весьма бурная, со временем обросла легендами и домыслами. Ей приписывали многочисленные заговоры по свержению монархии в Великобритании и любовные связи с людьми, с которыми она была едва знакома. Артур Конан - Дойл писал с нее Ирэн Адлер - единственную женщину, сумевшую покорить сердце и разум Шерлока Холмса, а в мистическом телесериале "Клан" (1996 г.) Лилли предстает перед нами как бессмертная глава вампирского клана, дожившая до сегодняшнего дня.
Но нам кажется, что самым удачным образом Лилли Лэнгтри в искусстве можно считать картину "Колесо Фортуны" Эдварда Коули Берн-Джонса. Девушка позировала для нее в 1878 году, вскоре после того самого ужина, который ее прославил. Прекрасная и задумчивая, Лилли вращает на картине колесо, которое возносит к небесам одних и низвергает в прах других... Кому как не ей знать, как непредсказуем этот оборот.