Мой предыдущий материал о методологических подходах в анализе развития пандемии вызвал у части читателей скепсис. Камнем преткновения было вот это:
В России, по словам главы минздрава, вакцинировано 23 миллиона человек - это 16% населения. Переболело коронавирусом около 5,5 миллионов человек. Это из зарегистрированных случаев заражения. Для определения реального числа заболевших данную цифру обычно умножают на 10 - получается 55 миллионов человек. Что от общего населения России, определяемого как 140 миллионов, составляет 39%.
Итого в России примерно 55% населения иммунизировано коронавирусом либо натуральным образом - через естественное заражение, либо через вакцинацию. Предположим, что часть вакцинированных переболела до этого коронавирусом и снизим суммирующую цифру до половины населения - пусть будет около 50%. Это и есть та самая заветная цифра, которую хотят достичь через вакцинацию населения к концу года.
В общем-то, вполне достаточно для начала формирования коллективного иммунитета. Тем паче, что это количество растет, и к концу году все равно - так или иначе, достигнет 60-70%. После чего эпидемия объективно должна пойти на спад. Если, конечно, весь этот ажиотаж не будет поддерживаться искусственно - через пропаганду или иные способы. О которых не хочется говорить, дабы не ударяться в презираемую всеми, но от этого не менее популярную, конспирологию.
Стали появляться комментарии: почему же умножать на 10, а не на 15 или сразу 20? Ссылки на аналогичные методы подсчета, используемые специалистами, не помогали. И вот сегодня новостная лента в рунете украсилась громкими заголовками: НИИ Пастера заявил о достижении коллективного иммунитета в России до 60%. Как, каким макаром такое могло случиться, ежели с момента моей публикации цифры не особо изменились? Только одним, господа оппоненты: умножением количества официально зарегистрированных случаев заражения ковидом на те самые заветные цифры - 10. И приплюсованием к ним числа вакцинированных. Понимаю, что для сомневающихся даже мнение директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Арега Тотоляна - это не авторитет, но это уже можно отнести в область клиники, когда никакие аргументы не воспринимаются.
Итак, что мы на сегодня имеем. Порог 60% иммунной прослойки в России практически достигнут, что уже признано ведущими специалистами страны. Тогда почему же растет число инфицированных, откуда третья волна пандемии? Ведь, по простой логике и согласно обычному опыту в подобных ситуациях, всё должно быть наоборот: летом респираторные заболевания затихают - люди больше времени проводят на воздухе, не теснятся всё время в закрытых помещениях. Кроме того, должна была сыграть свою роль аномальная жара, при которой вирулентность инфекций снижается. Плюс солнечный ультрафиолет, также подавляющий вредные микроорганизмы. А тут - бац, резкий скачок инфекционной линии на диаграммах. Необъяснимая загадка, тайна, чудеса природы?
Чтобы попытаться разобраться в этом, приведу свой прогноз, данный в ноябре 2020 года на развитие ситуации в 2021 году.
Что касается пандемии. Весной может возникнуть скачок заболеваемости, но в целом ситуация будет более спокойной. Единственное, что может существенно осложнить - широкое использование недостаточно апробированных вакцин с негативными побочными последствиями. В целом, я думаю, нынешний коронавирус останется с человечеством и ситуация по нему будет острой в течение еще примерно 3 лет. Потом это перейдет в разряд повседневных угроз и обыденности. Ну, или отступит перед другими более опасными угрозами.
И чтобы сразу предупредить скепсис, подкрепим эти суждения мнением специалистов. Вот, скажем, один из самых авторитетных и ведущих специалистов России по вирусологии - научный руководитель «НИИ вакцины и сывороток имени И.И. Мечникова», заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии Сеченовского университета, академик РАН Виталий Зверев. Он, собственно, высказывал точно же такое мнение, что и я в предыдущем материале, где призывал учитывать число переболевших коронавирусом россиян. Итак, слово уважаемому российскому академику:
- Иммунитет у тех, кто переболел, есть, и именно они в основном создают тот ценный коллективный иммунитет, о котором все говорят.
- Нет ни одной вакцины, которая давала бы более сильный по продолжительности иммунитет, чем перенесенное заболевание. Могу сослаться на собственный опыт. Я переболел коронавирусом, антитела через год у меня в крови не определялись. Но после того как мне пришлось ухаживать за «ковидным» больным, я не заразился. А проверив антитела, убедился, что они снова «выросли» у меня в 7(!) раз. Если бы все переболевшие повторно заражались, у нас были бы уже миллионы, а не тысячи новых больных. Но этого не происходит. Призываю беречь тех, кто переболел COVID-19. Это наш золотой фонд.
В прошлом году, когда еще не было такой мощной кампании по вакцинации, академик Зверев говорил об опасности использования недостаточно апробированных вакцин и выступал против обязательной вакцинации. Это было большое и обстоятельное интервью человека, посвятившего данной области науки свою жизнь и профессиональную деятельность.
И что же получается сейчас: количество иммунизированных достигло 60%, число вакцинированных растет, но вместе с этим, несмотря на жаркое лето и прочие факторы, увеличивается число больных и летальных исходов? Почему же такая аномалия, ведь, у этих показателей должна быть обратная корреляция? Срабатывает тот фактор, о котором я упоминал в прошлогоднем прогнозе и говорил академик Зверев, требуя тщательного исследования вакцин? А, может, более заразные мутации ковида виноваты? Тут вот возникает новый раскол в мнениях. И точку в этих спорах может поставить лишь объективные исследования всего комплекса проблем, связанных с вирулентностью штаммов коронавируса и эффективностью нацеленных против него вакцин.