Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Волны судьбы

Наверное, нет особой нужды представлять Геннадия Ивановича Невельского (1813-1876) – русского морского офицера, адмирала, доказавшего, что Сахалин является островом и что устье и нижнее течение Амура доступно для захода морских кораблей, поднявшего русский флаг и основавший первые русские поселения в низовьях Амура, в Приморье и на Сахалине. Гораздо менее известно происхождение знаменитого первооткрывателя, неизвестны его потомки. А рассказать есть о ком и о чем…

Геннадий Иванович Невельский
Геннадий Иванович Невельский

ДЕДЫ И ВНУКИ

Вот что можно прочесть в 40-м томе «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона: «Невельские – дворянский род, польского происхождения, герба Корчак, в конце XVI в. переселившиеся в Россию. К этому роду принадлежал адмирал Геннадий Иванович Н.».

А вот какой интересный факт, связанный с происхождением знаменитого адмирала, можно узнать из одной любопытной, но малоизвестной книги под названием «Из истории костромского дворянства», изданной в 1993 году в Костроме и принадлежащей перу А. Григорова. Дело в том, что «…род Невельских был из числа древних и по существующим правилам должен быть записан в шестую часть дворянской родословной книги, где числятся самые древние роды». Однако ни дед, ни отец Геннадия Ивановича, ни он сам не смогли представить достаточных документальных подтверждений своей принадлежности к этому роду. И хотя для адмирала Невельского «…стало вопросом чести, быть или не быть причисленным к “древнему Российскому дворянству”, он так и не смог добиться этого до самой своей смерти и был “записанным во 2-ю часть родословной книги, по собственным его заслугам”», как ответил на одно из писем адмирала Департамент герольдии.

Итак, с происхождением знаменитого моряка все ясно. Обратимся же теперь к его потомкам.

Геннадий Иванович Невельский и его жена Екатерина Ивановна имели пятерых детей. Старшая дочь, Екатерина, родилась в 1851 году, Ольга – в 1854, Мария – в 1855. Младшая дочь, Александра, и единственный сын, Николай, родились, соответственно, в 1858 и 1861 годах. Первые трое детей родились на Дальнем Востоке, остальные – в Петербурге. Екатерина умерла в возрасте трех лет из-за тяжелых условий жизни семьи, в частности тяжелого климата в низовьях Амура. Такова была плата адмирала Невельского за дело всей своей жизни.

Единственный сын, унаследовав фамилию своего отца, не унаследовал, вероятно, силу и целеустремленность его характера. В историю он не вошел, и о его жизни мало что известно. Дочери, правда, тоже ничем себя в истории не проявили. Но неукротимый и строптивый дух знаменитого адмирала передался двум его внукам от дочери Марии, вышедшей замуж за чиновника Министерства иностранных дел Андрея Болеславовича Кукеля – сына бывшего губернатора Забайкальской области. О двух внуках Геннадия Ивановича Невельского и Болеслава Каземировича Кукеля, начальника и друга юности Петра Алексеевича Кропоткина, и пойдет дальше речь.

Оба внука знаменитого адмирала пошли по стопам деда, став морскими офицерами.

Сергей Кукель
Сергей Кукель

Сергей Андреевич Кукель (1883–1941) по окончании Морского кадетского корпуса начал службу на флоте мичманом. С 1906 года он служит в учебном отряде подводного плавания, заведуя подготовкой электриков, что свидетельствует о его собственной хорошей инженерной подготовке, а в 1914 году становится старшим офицером учебного судна «Рында». В 1915 году С. Кукель служит флагманским минным офицером в штабе начальника 1-го дивизиона подводных лодок, а в 1917 году его, уже капитана 1-го ранга, назначают в Морское министерство, где в должности помощника морского министра его и застает Октябрьская революция.

4 ноября 1917 года морской министр Вердеревский отстраняется Советом Народных Комиссаров от должности за саботаж, предварительно успев поручить исполнение обязанностей управления министерством С. Кукелю, который пробудет в этой должности десять дней, тоже саботируя все распоряжения Советской власти.

14 ноября в его кабинет в сопровождении отряда матросов прибыли председатель Центробалта П. Дыбенко и назначенный товарищем морского министра капитан 1-го ранга М. Иванов – бывший командир С. Кукеля на судне «Рында». Сергей Андреевич отказался подчиниться требованию Дыбенко и Иванова сдать им дела и покинуть свой кабинет, после чего матросы вынесли его из кабинета вместе с креслом и отправили под домашний арест. Однако вскоре он был из-под ареста освобожден и добровольно пришел в Смольный, предложив свои услуги новой власти, которая через некоторое время назначила его начальником Морского технического хозяйственного управления.

Младший брат Сергея Андреевича, Владимир Андреевич, родился в 1885 году и так же пошел служить на флот. К сожалению, нам почти ничего не известно о дореволюционной биографии В. Кукеля и подробностях его службы на флоте до 1918 года. Вероятно, не знал этого и А. Григоров, ограничившись в своей книге лишь несколькими фразами об этом: «Окончив морской корпус в 1902 году, Владимир Андреевич служил на разных кораблях Балтийского флота. Война 1914 года застала его в должности командира эскадренного миноносца “Амурец”. В бурные дни 1917 года и после победы советской власти В. Кукель не отделял себя от масс и пользовался большим авторитетом среди матросов».

Символично то, что корабль, которым командовал В. Кукель, носил название, всецело обязанное подвигам и открытиям Геннадия Ивановича Невельского – деда своего командира.

Владимир Кукель
Владимир Кукель

Осенью 1917 года Владимир Андреевич Кукель переводится с Балтики на Черноморский флот, а в марте 1918-го назначается командиром эсминца «Керчь». И «Керчи», и ее командиру предстоит вскоре сыграть главную роль в трагедии русского Черноморского флота, трагедии, невиданной на Черном море со времен Крымской войны.

ЧЕРНОМОРСКАЯ ТРАГЕДИЯ

3 марта 1918 года в Бресте был подписан мирный договор с Германией – Брестский мир – на унизительных для России условиях. Одна из статей Брестского мира обязывала Россию полностью демобилизовать армию и флот, а другая требовала признать мирный договор между Германией и украинской националистической Центральной радой, что фактически означало германскую оккупацию Украины.

Весной 1918 года германские войска подошли уже к Крыму и главной базе русского Черноморского флота – Севастополю.

Чтобы избежать захвата немцами, корабли Черноморского флота 30 апреля начали отход из Севастополя и взяли курс на Новороссийск. Не всем удалось тогда уйти: часть кораблей немцы успели захватить, часть была обстреляна немецкой артиллерией. Уже под огнем немецких батарей одними из последних уходили линкоры «Воля» (до 1917 года – «Александр III») и «Свободная Россия» (при спуске на воду – «Екатерина II», а во время первой мировой войны – «Екатерина Великая»).

Заняв Севастополь, немецкое командование потребовало вернуть туда ушедшие русские корабли, угрожая в противном случае двинуться дальше на восток и захватить Новороссийск со всеми находящимися в его порту кораблями.

Начальник Морского генерального штаба Евгений Андреевич Беренс подготовил доклад о положении Черноморского флота, на который Ленин наложил резолюцию: «Ввиду безысходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)». И 28 мая 1918 года командующему и комиссару Черноморского флота за подписью Ленина была отправлена секретная телеграмма: «Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного совета, приказывает Вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске». Для контроля выполнения этой директивы в Новороссийск был послан один из лидеров большевиков на Балтийском флоте Федор Федорович Раскольников.

Настроения черноморских моряков разделились. Часть из них согласилась с решением исполняющего обязанности командующего Черноморским флотом командира «Воли» А. Тихменева вернуться в Севастополь. Другую часть, поддерживавшую приказ Ленина, возглавил командир эсминца «Керчь» Владимир Андреевич Кукель.

Утром 17 июня из Новороссийска в Севастополь уходили возглавляемые «Волей» корабли. Вслед им над «Керчью» взвился сигнал из флагов: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!».

Эсминец "Лейтенант Шестаков"
Эсминец "Лейтенант Шестаков"

Вечером того же дня В. Кукель собрал у себя на корабле всех офицеров, согласных с потоплением флота, и предложил им план этой операции. Начало ее было намечено на следующее утро, но к утру выяснилось, что команды всех кораблей, кроме эсминцев «Керчь» и «Лейтенант Шестаков», за ночь сильно поредели от дезертирства и не могут обеспечить самостоятельный выход своих кораблей в море, а на эсминце «Фидониси» вообще не осталось ни одного человека.

Тогда все корабли вывел на буксире в море «Лейтенант Шестаков». Вывел, как ведут на казнь людей, приговоренных к смерти. Для истинных же моряков гибель своего корабля не менее страшна, чем собственная смерть. Ведомый на буксире эсминец «Гаджибей» поднял свой последний сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!».

Толпа людей пыталась помешать взятию на буксир покинутого своей командой и стоявшего у причальной стенки пирса эсминца «Фидониси». Тогда на «Керчи» пробили боевую тревогу, она подошла к пирсу, и Кукель в рупор крикнул: «Если буксированию миноносца будут препятствовать, то я немедленно открою огонь!». Толпа отпрянула, «Фидониси» был отбуксирован на рейд и там торпедирован «Керчью». Это послужило сигналом к затоплению остальных кораблей. Один за другим они уходили под воду, неся на себе названия славных побед русского Черноморского флота еще времен легендарного Ушакова: «Фидониси», «Гаджибей», «Калиакрия»… Лишь линкор «Свободная Россия» никак не хотел гибнуть. Четыре торпеды не смогли уничтожить стального гиганта, и лишь пятая торпеда нанесла ему смертельную рану. Медленно, словно нехотя уходила в пучину Черного моря «Свободная Россия». Одновременно с ней погружалась в пучину гражданской войны, хаоса, смерти, братоубийства Россия, пожелавшая стать свободной.

Кто знает, что думал в эти минуты русский морской офицер Владимир Андреевич Кукель…

Ночью «Керчь» ушла в сторону Туапсе, а на рассвете 19 июня 1918 года команда затопила свой корабль с развевающимся над ним красным флагом, послав в эфир радиограмму: «Всем, всем, всем… Погиб, уничтожив те корабли Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец “Керчь”».

Моряки с затопленных в Цемесской бухте кораблей разошлись по дорогам гражданской войны, и с некоторыми из них, в том числе с Владимиром Андреевичем Кукелем, мы еще встретимся…

Окончание следует...

Автор: Владимир АГТЕ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook