Когда писатель читает свой текст у микрофона, он говорит с вечностью. За ним не подсматривает кинокамера, не фиксирует его морщины и немодный воротник рубашки. Писатель только произносит рожденные им слова. Его голос слушают звукорежиссер и редактор за стеклом студии – и тысячи других людей, которые захотят лучше понять его творчество.
Мы с любопытством вслушиваемся в архивные аудиозаписи Максима Горького, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, пытаясь уловить их чувства и обаяние. А кто из наших современников записывается в студиях, чье чтение останется для следующих поколений? Я заглянула в Storytel и увидела аудиокниги, которые читают авторы: Дмитрий Глуховский, Алена Долецкая, Михаил Веллер, Виктор Шендерович. Согласитесь, личный рассказ о своих мыслях и образах интересен вдвойне. К тому же, в таком варианте все смыслы будут переданы безупречно.
Я обратила внимание, что авторское чтение нередко встречается в аудиокнигах издательства Vimbo. Основатели издательства Михаил Литваков и Вадим Бух подтвердили мне, что по возможности предлагают писателям и поэтам озвучивать свои тексты.
«Дина Рубина замечательно читает свои романы и рассказы у микрофона. И это понятно, она же училась в консерватории, обладает точным музыкальным слухом. Не случайно она говорит, что если бы не стала писательницей, то, может быть, стала бы актрисой, – рассказал Михаил Литваков. – Но, конечно, не каждый писатель с лёгкостью читает большие объемы текстов в студии. И мы часто предлагаем озвучить хотя бы один рассказ или даже фрагмент какого-то большого произведения. У нас уже набралась неплохая коллекция. Например, Марина Степнова прочитала несколько рассказов из своего сборника « Где-то под Гроссето». Также свои рассказы записывали Яна Вагнер, Анна Старобинец, Алла Горбунова. Литературовед Майя Кучерская недавно записала предисловие к своей новой книге «Лесков: Прозеванный гений». Особо надо отметить Дениса Драгунского, он любит сам читать свои произведения, и с каждым разом у него получается все лучше и лучше».
Аудиоиздательство Vimbo начинало работать в 90-е годы с записей для детей. Поэтому в его каталоге немало выступлений детских поэтов. Есть Михаил Яснов, Вадим Левин, Марина Бородицкая. Что касается поэзии для взрослых, здесь прежде всего нужно назвать Валентина Гафта.
«Валентин Гафт неоднократно приходил к нам в студию как актер. Но кроме того, у нас вышел сборник его собственных стихов «Уже от мыслей никуда не деться». Это лирика, а не его знаменитые эпиграммы, — говорит Вадим Бух. — Был у Валентина Гафта еще один яркий авторский проект: моноспектакль «Жить стало лучше, жить стало веселее». Как вы догадываетесь по цитате, не обошлось без участия Сталина. Это фантасмагория-сновидение в стихах, где «вождь народов» встречается с людьми из разных эпох, их разговоры — сатира на злобу дня».
Недавно в Vimbo вышла аудиокнига «Смерти. Net. Интернет для мертвых» Татьяны Замировской, где писательница прочитала предисловие и первую главу. Это фантастический роман о том, как к 2045 году люди придумали программу цифрового копирования сознания и после смерти человека родные активируют последнюю копию, чтобы продолжать общаться с умершим. Однако в какой-то момент мертвые взламывают цифровые границы и пытаются вернуться в реальность. «Сам роман о том, как не присутствующие физически рядом с нами люди, или просто живые существа, или даже ожившие сгустки памяти пытаются достучаться до нас при помощи разных цифровых технологий, хотят быть услышанными и узнанными. А еще он про странное и не совсем уже утопическое время, когда все, через что мы можем связаться с близким человеком – это техника: плеер, компьютер, телефон, наушники, динамики… Что угодно не биологическое, просто механизмы… Через механизм до нас доходит живой настоящий человеческий голос. И для меня очень важно побыть для вас этим голосом», - обращается Татьяна к слушателям. Эти слова из аудиокниги имеют прямо-таки магическое действие; голос останется, когда не будет ни писательницы, ни нас.
Думаю, что с ростом популярности аудиокниг авторы все чаще будут записываться в студии. По живому эмоциональному голосу мы, кстати, убедимся, что роман или рассказ созданы не искусственным интеллектом или литературными рабами, а реальным человеком, который умеет размышлять и писать. Это тоже общение по сути, хотя бы и одностороннее.