Не так давно в СМИ прошла волна обсуждений начала строительства Турцией канала Стамбул, который должен соединить Мраморное и Чёрное моря через европейскую часть Турецкой республики. Этот канал планируют сделать "дублёром" пролива Босфор, который проходит прямо через Стамбул – один из крупнейших городов мира.
У строительства этого канала много противников. Одни напирают, как это модно в последнее время, на экологию. Другие посыпают голову пеплом по поводу судьбы "Конвенции Монтрё" 1936 года. Но экологические проблемы, которые могут возникнуть при строительстве канала Стамбул, пожалуй, ни чуть не больше, чем при строительстве любого другого канала. Конвенция же Монтрё распространяется на все проливы, соединяющие Чёрное и Средиземное моря. И для формального обхода положений конвенции, туркам необходимо построить, как минимум, ещё и дублёр пролива Дарданеллы, а быть может и канал в обход Мраморного моря. К тому же отказ Турецкой республики от соблюдения конвенции Монтрё, даже при наличии обходных каналов, может сильно осложнить её отношения с рядом государств, как причерноморских, та и иных. Причём со временем противники и союзники вполне объяснимо могут меняться местами.
А давайте взглянем на этот вопрос с чисто логистической, транспортной точки зрения с некоторым налётом футуризма.
Технический прогресс "прогрессирует". И то, что раньше казалось нам лишь мечтами и прожектами или далёким будущим, со временем воплощается в жизнь. Не будем углубляться в историю, примеры наших дней: газовые "потоки", Крымский мост, тот же канал Стамбул. В проектах имеем и мост (или дамбу) на Сахалин, Никарагуанский канал.
Кроме канала Стамбул, идее строительства которого уже минимум пять веков, имеется ещё один, даже более грандиозный проект Черноморского канала – канал Евразия. Им планируется соединить Азовское и Чёрное моря с Каспийским морем-озером. Первые работы по строительству гидротехнических сооружений на предполагаемой трассе канала Евразия были начаты в СССР ещё в годы первых пятилеток (прокладывался Манычский канал), которые были прекращены из-за Великой Отечественной войны. Все проблемы экологии такого сооружения, и трудности технические, пока опустим. Они, на мой взгляд, решаемы или преувеличены. Но экономический эффект от строительства канала для прикаспийских государств будет велик. К тому же их статус "морских держав", несомненно, принесёт республикам выгоды и нематериального характера.
Если взглянуть на карту Евразии, то мы увидим, что между Каспийским и Аравийским морями лежит страна Иран. Проект канала через территорию Ирана существует как минимум с XIХ века. Маршрутов его прокладки минимум два: в Персидский и в Оманский заливы Аравийского моря. Длина трассы, примерно, от тысячи до полутора тысяч километров. Технических проблем со строительством и эксплуатацией этой водной артерии возникнет несомненно больше, нежели с каналами Стамбул и Евразия, но… Сооружение Суэцкого канала в XIХ веке было более сложным делом, нежели Трансиранского в XXI, учитывая развитие технологий.
Быть может, строительство канала Стамбул – это только первый шаг на пути создания новых торговых маршрутов Большой Евразии, в обход пока контролируемых "мировой закулисой" традиционных транспортных потоков, которые они в любой момент могут остановить, перекрыв, к примеру, Суэцкий и Панамский каналы, Малаккский и Гибралтарский проливы.
В эту концепцию прекрасно ложится и развитие Россией Севморпути, и даже планируемое строительство Трансафганской железной дороги, потытка разблокировать транспортные коридоры Закавказья и многое другое. Смогут ли Юг и Север, Восток и Запад Евразии торговать и осуществлять перевозки, минуя англосаксонского Соловья-разбойника мировых торговых путей – большой вопрос. Но то, что к этому всячески надо стремиться, вопрос, мне кажется, решённый. Хватит заокеанским и британским "гаишникам" регулировать движение товаров на евразийских маршрутах в свою пользу.
Если Вы согласны с необходимостью отстранения бритишей и прочих гринго от нашей торговли – смело жмите на кнопку "нравится"!
Подписка на канал, несомненно, приветствуется, к тому же это – бесплатно, по крайней мере пока.
Если есть какие-нибудь мысли по поводу суверенизации Евразии, рад буду узнать их из Ваших комментариев.
Всего доброго, всем удачи!