Бизнес-идея приходит буквально из ниоткуда. Секунда, и вы уже загорелись желанием реализовать самый лучший в мире бизнес-проект, который будет нужен всем. Но множество идей погибают, так и не успев реализоваться, либо ещё хуже: приносят убытки их авторам. Как узнать, есть ли будущее у ваших планов или лучше даже не начинать? Проанализируйте несколько пунктов.
Кому это нужно?
Иногда получается так, что при проверке ваша блестящая задумка становится нужной только вам, вашей семье и знакомым. Но рынка как такового нет. А если это так, то бизнес заведомо нежизнеспособен. Потому что основной критерий успеха в этом случае - наличие платежеспособных покупателей, которым нужен ваш продукт.
Для того, чтобы разобраться, потребуется провести исследование и оценить рынок:
- Какой он по размеру
- Кто ваши покупатели
- Есть ли такие же продукты
- Какой спрос на аналоги
- Какие перспективы у рынка
Только ответив на эти вопросы, вы будете понимать, что происходит и стоит ли начинать проект.
Какую проблему вы поможете решить
Если ваш продукт не решает проблему потенциального покупателя, то у него очень мало шансов занять хорошую нишу на рынке. Это же случится, если решение происходит таким же образом, как и у конкурентов. Шансы на успех ждут вас если вы сделаете это:
- Быстрее
- Эффективнее
- Дешевле
Не гонитесь за уникальностью идеи
Зачастую, стремясь избежать конкуренции, вы пытаетесь делать то, что никто до вас не делал. С одной стороны, логичный шаг, но с другой, это бывает свидетельством отсутствия спроса и рынка в целом. А без этого ваш бизнес не выживет. Поэтому главный критерий – это не уникальность идеи, а уникальность способа достижения поставленной цели.
Оценивайте продукт адекватно
Вы уверены, что ваш лучший в мире продукт будет стоить дорого, а покупатели будут в восторге и заплатят любую цену. Да, есть товары, где высокая цена является привлекательным фактором, но это люксовый сегмент. Как правило, речь будет идти о более массовом, а значит менее дорогом продукте. И здесь правильнее попортить нервы конкурентам, предложив цену ниже, чем пытаться заставить клиентов покупать у вас по более высокой цене.
Для того, чтобы не раздувать цену и не быть в убытке из-за себестоимости, внимательно посмотрите на расходы и откажитесь от необязательных. Такие статьи всегда находятся, если провести тщательный анализ.
Легко ли получить инвестиции?
Когда автор идеи обладает только самой идеей, то для ее запуска понадобится внешнее финансирование. С учетом того, что в отличие от начинающего бизнесмена, инвесторы на рынке давно, то заинтересовать их не так и просто.
Ситуация в этом случае развивается по следующим направлениям. Либо идея не интересна и действительно ничего не стоит, либо тот, кто ищет инвестиции не в состоянии донести ценность до потенциального источника финансирования. Второе – вдвойне обидно. Поэтому отнеситесь внимательно к формулировке предложения для инвесторов.
Кто еще может также?
Даже у самого технически сложного продукта рано или поздно появятся аналоги. И чем ниже защитный барьер в виде сложности его воспроизведения, тем раньше это случится.
Появление конкурента, скорее всего с более выгодной ценой и усовершенствованной концепцией, сильно ударит по вашему бизнесу, особенно, если он еще не успел окрепнуть.
Поэтому заранее подумайте над тем, как долго вы будете защищены от конкурентного соседства и какие барьеры создадите.
Что будет дальше
Представьте, что случится с вашей идеей через три, пять, десять лет? Сколько она проживет и можно ли будет ее развивать и масштабировать? Успех кроется в таких продуктах, которые полезны сегодня и сохранят эти качества в будущем. Затевать целый бизнес ради сиюминутной прибыли дело сомнительное.
Будьте честны с самим собой
Ради чего вы все это затеяли? Ради прибыли или все-таки на первом месте у вас стоит клиент? Чем более открытым вы будете с самим собой, тем легче вам будет двигаться дальше.
Как показывает практика, те идеи, которые были созданы только ради прибыли, долго не живут и несут в себе слишком большой риск. Кроме этого, если вы работаете только ради прибыли, то любая сложность заставит вас бросить начатое. Поэтому здесь будьте более мотивированным и ставьте цели выше.
Таким образом, простая идея, которая поможет решить проблему клиента оригинальным способом, а также уже имеет значительный рынок и интерес со стороны инвесторов – наиболее перспективный вариант.