В 1999 году вышло первое издание книги «Бизнес со скоростью мысли» от основателя Microsoft Билла Гейтса. Ключевое понятие, о котором автор говорит в книге - «Электронная нервная система».
В этой статье мы рассмотрим ряд тезисов, высказанных Биллом Гейтсом в своей книге и обсудим, как с ними связан бизнес-анализ.
Согласно Гейтсу электронная нервная система (ЭНС) - это компьютерные процессы, используемые работниками умственного труда для принятия оптимальных решений.
Умственный труд - это обработка данных человеческим интеллектом для решения поставленных задач. Таким образом, под работниками умственного труда понимаются не только ИТ-специалисты, но и все сотрудники, чья работа так или иначе связана с обработкой информации: экономисты, юристы, менеджеры по продажам и т.д. В современной организации работников умственного труда подавляющее большинство. Этим и объясняется насущная потребность в электронной нервной системе.
Автор отмечает, что извлечение данных из рабочих процессов и их использование для решения практических задач - одна из самых трудноразрешимых проблем бизнеса. Поэтому Электронная нервная система нужна сотрудникам организации для того, чтобы анализировать информацию, реагировать на изменения и адаптироваться к ним.
Бизнес-аналитик, как посредник между бизнесом и ИТ, принимает в построении подобной системы непосредственное участие.
Из чего состоит ЭНС?
Важно понимать, что электронную нервную систему невозможно построить на базе одного-двух программных продуктов. Такая система представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных ИТ-решений и бизнес-процессов. С каждым годом тенденция к усложнению только увеличивается, а значит растёт и потребность в бизнес-аналитиках.
Если в древней мифологии Земля покоилась на 3 слонах, то у электронной нервной системы таких слонов 4:
- Система электронного документооборота. СЭД - элемент, обеспечивающий обмен информацией между структурными подразделениями и документирующий деятельность организации в целом. СЭД используется для официальной переписки внутри организации, а также согласования и подписания различных документов: договоров, приказов, положений и регламентов. Пример СЭД: Docsvision, Контур.Диадок.
- CRM - система управления взаимоотношениями с потребителями. Эта система обеспечивает поддержку процесса продаж и хранит всю необходимую информацию о Клиентах и формате взаимодействия с ними. Данные о ключевых параметрах сделок, хронологии продаж и ответственных исполнителях хранятся в CRM. Пример CRM: Creatio, Siebel CRM.
- Системы управления разработкой, в т.ч. системы отслеживания ошибок и Вики-системы. В этих системах хранится информация о ходе работ над созданием новых цифровых продуктов: данные о затраченном на разработку времени, аналитические материалы, результаты тестирования и т.д. Другими словами, это «сердце» производственных процессов. Пример: Jira, Confluence.
- Системы автоматизации экономической деятельности или т.н. учетные системы. Это системы, в которых хранится информация по бухгалтерскому и управленческому учету, данные по финансовым потокам, кадровая структура организации и т.д. Пример: 1С: ЗУП, Misys Equation.
На мой взгляд, все элементы ЭНС равнозначны между собой, т.к. каждый из них способствует ИТ-поддержке критически важного направления работ. Тем не менее, Билл Гейтс особое внимание уделяет анализу данных, поступающих непосредственно от Клиентов:
- Информация об объемах продаж;
- Отзывы покупателей;
- Тенденции развития бизнеса в регионах;
- Востребованность тех или иных продуктов и услуг компании и т.д.
По мнению автора это обеспечивает лучшее понимание конкурентной среды, позволяет быстрее адаптироваться к изменениям и заранее выявлять негативные тренды. Т.о. с точки зрения бизнеса ключевой элемент ЭНС - CRM-система.
Пользователи ЭНС - все сотрудники компании
В определении электронной нервной системы говорится о «принятии оптимальных решений». Здесь важно отметить, что пользователями системы выступают все сотрудники компании, а не только высшее руководство. ЭНС должна быть заточена не только на формирование отчетов для принятия сложных стратегических решений, но и на предоставление необходимой информации для сотрудников на местах.
В своей книге Гейтс приводит пример нарушения подобного принципа. Крупная сталелитейная компания начала внедрять управленческую информационную систему, доступ к которой имело только высшее руководство. По мере того, как топ-менеджеры анализировали данные из системы, у них возникало все больше детальных вопросов к своим сотрудникам. Парадокс в том, что эти сотрудники не обладали всеми необходимыми данными для того, чтобы отвечать на подобные вопросы, ведь доступа к системе у них не было. Иными словами, информационная поддержка у высшего руководства была значительно лучше, чем у рядовых сотрудников.
Это ещё один довод в пользу проведения бизнес-анализа в ИТ-проекте по реализации концепции ЭНС. Участие бизнес-аналитика позволяет сократить вероятность того, что при создании системы будут упущены потребности заинтересованных подразделений.
ЭНС - стимул развития технологической зрелости компании
Заниматься внедрением и совершенствованием ЭНС можно бесконечно. Появляются новые технологии, процессы, рынки сбыта - все это приводит к необходимости что-то изменять в информационных системах компании. Поэтому ЭНС нельзя назвать ИТ-проектом в классическом понимании этого слова, ведь проект предполагает определенные временнЫе и бюджетные рамки. Здесь же речь идёт о непрерывном совершенствовании ИТ-поддержки ключевых бизнес-процессов компании.
Помимо пользы от ЭНС при решении практических задач есть и другие положительные эффекты. Так, процесс внедрения и совершенствования ЭНС приводит к развитию технологической и процессной культуры внутри организации. Бизнес-подразделения начинают лучше понимать специфику работы над ИТ-системами и ограничения, с которыми приходится сталкиваться разработчикам. Также подразделения привыкают мыслить категориями бизнес-процессов: учитывать зоны ответственности, а также логические и хронологические аспекты своей работы.
Подводя итоги
В ЭНС входит множество взаимосвязанных информационных систем и бизнес-процессов. С учётом этого становится понятно, что работы у бизнес-аналитика в таком проекте - непочатый край. Чтобы построить электронную нервную систему, необходимо описать процессы «как есть» и «как должно быть», выявить заинтересованные стороны, сформировать требования к функционалу будущих элементов ЭНС и т.д., и т.п.
На мой взгляд, работа над ЭНС - это одно из самых интересных направлений работы в бизнес-анализе. ЭНС затрагивает различные аспекты деятельности компании и строится на разных программных продуктах. А значит, участвуя в подобном проекте можно значительно расширить профессиональный кругозор.
Интересуетесь бизнес-анализом в ИТ? Приглашаю Вас ознакомиться с моей книгой "Профессия "бизнес-аналитик". Краткое пособие для начинающих" , которая вышла в издательстве "Олимп-Бизнес": https://taplink.cc/vdm_mrnv .