Недавно на глаза статья попалась, где рассказывали про фильм «Скорость». Старый (уже старый) советский фильм 1983 года. Статью читать не стала, некогда, на бегу ленту просматривала, но спасибо авторам, что напомнили про этот фильм. Я его смотрела, когда мне было 13 лет. Помню, что понравился. Помню, что снимался Баталов, и, неизвестный тогда Дмитрий Харатьян. И что-то мне в душу запало, так пересмотреть захотелось. Но собиралась долго, я не большая любительница кино смотреть, да и время выбрать сложно.
Но на днях устроила себе отдых, включила фильм, вязание в руки – прекрасно время провела. Кроме ностальгии – приятно посмотреть на обстановку тех лет – я отмечала некоторые детали, на которые при первом просмотре и не обратила внимание. Ну, конечно, что мне, девочке-подростку надо было? В первую очередь – любовь. Да, там она присутствует, но финал не назвать счастливым, герои вместе не остались. А я тогда очень за это переживала.
Да, мне, подростку, очень нравились гонки. Прямо сердце замирало, а потом сильнее билось, как видела подобное на экране. В настоящей-то жизни я на каком автотранспорте ездила? Автобус-троллейбус? Изредка на такси или на машине родственников и знакомых. А в этих случаях, какая скорость? В этом фильме про супер гоночную машину рассказывалось, она прямо как самолет. И я тогда смотрела, а в душе отзывалось – вау, как классно.
А сейчас, какие эмоции испытала, что запало в душу? Ну, этот гоночный болид, конечно понравился, но и как герой в «шестерке» своего шефа/препода вез тоже впечатлило. И в детстве запомнилось, и нынче не осталась я равнодушна к этой сцене. Только смотрела на нее под другим углом зрения. Интересный эпизод – Гриша (так звали героя) садится в тачку, зажигание, скорость переключает, а потом – это прямо подчеркнули – переключает на четвертую скорость, и дальше уже машину со стороны показывают, как она несется. Я прямо прониклась, будто сама за руль села вместо героя. Только если бы это случилось в наше время скорость, пожалуй, на пятую бы переключила.
И как Гриша гонял под мостом эту «шестерку» зигзагами, распугивая гуляющих и мирно идущих граждан. Сейчас подобные случаи тоже бывают, золотая молодежь в столицах развлекается. А тогда – интересно, тогда это норма, или из ряда вон выходящее происшествие? В кино посмотреть этот эпизод интересно. С точки зрения пешеходов – вот придурки, разъездились! Что ощутил Гришин шеф – у него на лице было написано, напрягся сильно. А что я бы могла в подобной ситуации ощутить? Пожалуй, струхнула бы. А если на месте водителя? Не скрою, очень хотелось бы так же погонять, но – боюсь. Ответственности за жизни других людей. Боюсь, что элементарно поймают гаишники и … Да, я все-таки законопослушна. Но, хочется, очень хочется так безнаказанно, и желательно в безлюдном месте, погонять. Вот ощущения, что сейчас, что тридцать восемь лет назад, почти что одинаковые.
Да, я сейчас почти так же на этот фильм отреагировала, но глубже, что ли, особенно на счет межличностных отношений – с опытом пришло, что не только белое и черное в жизни бывает. И на счет этого экстремального вождения, на этот вопрос я смотрю уже не как пассажир, а как водитель.
Хотя в общем-то, фильм этот не про скорость, не про машины. И даже не про любовь и отношения. Он про выбор. Про совесть. В те времена понятна была эта идеология. Но я и сейчас, спустя почти сорок лет, думаю почти что так же. И можно сказать полностью разделяю мнение Игоря Владимировича Лагутина – героя Баталова. Что важно в жизни – дело, идея, работа. Это не про госплан и пятилетку, о чем раньше кричали на каждом углу, а про любимое дело всей твоей жизни.
Финал для того времени был очень показательный. Оступился Гриша, погнался за большими бабками, а потом сумел все послать к чертям, и уехать в свое захолустье. Отказаться от денег, квартиры, престижа. И завершающий аккорд – они вместе с Лагутиным идут снова строить мечту. На этот раз общую. Мечту, имя которой скорость, мечту – машину, выжимающую абсолютный рекорд скорости. В данном случае речь идет про скорость, машины, а вообще, тут может быть все, что угодно. Я же говорю – идея, дело жизни. То, ради чего человек живет. Не все, конечно такие идейные, но как мне понятна эта ситуация. Без пафоса. Просто, я понимаю, и все. Отзывается.
И в самом конце песня Макаревича «Я с детства склонен к перемене мест». Философское заключение. Да, эти песни меня не оставляли равнодушной, это тоже, как привет из моей юности. И я решила поискать в интернете клип на эту песню. Нашла. Но нечто большее – эта песня, но исполняет ее Макаревич , а на гитаре ему подыгрывает… Харатьян. Это был концерт к юбилею Дмитрия Харатьяна. Круто, как все сошлось. Я вам тоже предлагаю послушать.