Оказывается, есть организация The Old Vine Conference, которая занимается проблемами старых лоз.
Проблем, действительно, у таких лоз немало. И главная состоит в том, что общепринятого определения термина «старая лоза» (old vine, vieilles vignes) нет. В благополучных условиях лозы могут жить и плодоносить сколько угодно долго: в словенском Мариборе еще жива лоза, посаженная в 17 веке, а в Англии, а саду дворца Hampton Court растет самая старая и крупная из лоз с подтвержденной датой посадки: 1769 год.
Старые лозы очень ценятся. Считается, что лоза старше 20 лет начинает давать меньше винограда, то есть сама сокращает урожай. При этом ягоды созревают качественнее, и вина получаются более насыщенными и концентрированными. При описании вина мы обычно указываем средний возраст лоз, чтобы была понятна общая картина.
В разных хозяйствах по-разному относятся к старым лозам и по-разному понимают этот не-термин. Где-то для самых старых лоз отводят отдельные участки. В новых винодельческих регионах старыми могут считаться лозы чуть старше 20 лет, в старых регионах - и 40-, и 50-летние лозы, и даже те, что еще старше.
При этом вовсе не обязательно что вино, на котором написано old vine или vieilles vignes, будет непременно выдающимся. Здесь все также важна рука винодела, терруар, условия винтажа. Old vine чем-то напоминает термин «резерва», значение которого тоже меняется в зависимости от контекста - производителя, страны, региона.
Итак, The Old Vine Conference считают, что старым лозам необходим эксклюзивный подход, а пока его нет, старые виноградники вымирают все стремительнее. Проект направлен на объединение специалистов по старым лозам, практиков и исследователей, с тем, чтобы делиться опытом и развивать это специфическое знание.
Важной целью основатели проекта считают выделение old vine wines в отдельную категорию вин, с понятными, четко сформулированными требованиями. Инициатива только что запустилась, будем следить.