Живёт себе викинг. Приносит жертвы, воюет с соседями, кушает барашка. И внезапно умирает. От того, помер он от вражеского топора в бою или костью подавившись зависит, попадёт он в Вальхаллу или же в Хельхейм. Но чтобы попасть хоть куда-то, нужно быть похороненным. И вот тут есть нюанс. Точнее — много нюансов. О них сегодня речь и пойдёт.
Начнём со стереотипов. Сжигание аж целой ладьи это не просто дорого. Это просто офигеть как дорого. И на такое могли пойти только при погребении величайших из конунгов. Так что стоит ли удивляться, что этот обряд запечатлён только в некоторых художественных произведениях более поздних времён. А вот прямых доказательств его применения в реальной жизни не осталось.
Но вот на земле костры жгли. И чем выше поднимется дым от костра, тем лучше покойному в загробном мире будет. В комплекте к усопшему шло всё необходимое. Разумеется, принадлежности для боя и пира. Само собой, комплекты одежды и элементы быта. По возможности, лошадь. Супруга — по её личному желанию. И в качестве исключения — рабы. Гораздо реже костёр водружали на плот и отправляли в плавание. Потому что пожарная безопасность.
Но костры были каноном только в половине случаев. Остальная часть племён хоронила своих сородичей в земле. Не на голой земле, конечно же. Покойного укладывали на мягкие шкуры. По возможности хоронили в лучших одеждах. И с лучшими, статусными украшениями.
И, конечно же, отправка в Вальгаллу отличалась от отправки в Хельхейм. В первом случае в приоритете было боевое снаряжение. Во втором — домашняя утварь для спокойного загробного быта.
Но даже в общих моментах различия встречаются от племени к племени. К примеру, не везде с покойником в комплекте шли элементы роскоши. А некоторым даже элементов быта не досталось. Также, далеко не везде рабов убивали перед погребением. На территории Швеции найдено достаточно много могил с правильно похороненным «господином» и скрюченной фигурой заживо погребенного раба. Точнее, рабыни. В небольшом количестве племён жён также хоронили подле мужей заживо. Помимо «господина», по тому же принципу хоронили и «госпожу». Подле правильно похороненных зажиточных женщин также лежали погребённые заживо их рабыни. Что тот свет, что этот — помощь всегда пригодится.
Во многих местах также отличался внешний вид захоронения. Кто-то старался никак не выделять свои могилы. Многие делали земляной холм. Некоторые накрывали могилу камнем. И даже отгораживали её чем-то вроде забора. Выдающиеся деятели могли получить на своём камне даже гравировку. В ней рассказывалось о том, кто здесь лежит и чем он отличился.
А в следующий раз я расскажу вам об отличиях Вальхаллы от Хельхейма, о том, кто же такая Хель и почему мнение о её крутом нраве сильно искажено под влиянием поздних религий.
Автор - Мария Заке