Найти тему
Марина Ярдаева

Почему при проблемах с успеваемостью школьников не стоит исключать медицинский фактор

Фото: Arbat.25.ru
Фото: Arbat.25.ru

Не следует множить сущности без необходимости. Не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет. Иногда банан - это просто банан. Меж тем многие сегодня только тем и занимаются: вечно все усложняют - отрицают очевидное и городят огороды немыслимого.

Наткнулась на историю одного репетитора. Самозанятому педагогу привели девочку. По окончании четвертого класса у нее вышла двойка по английскому, и родители решили, что ситуациию можно исправить при помощи индивидуальных занятий. При первой же встрече репетитор выяснила, что ее юная клиентка не знает букв, не имеет никакого представления о транскрипции, произнести может только три слова, которые, впрочем, не может прочесть и вообще идентифицировать в тексте. Случайно, при планировании графика занятий, также выяснилось, что у девочки проблемы и с другими предметами, причем основными. Ну знаете, как бывает: репетитор предлагает уроки во вторник, а родители говорят, что во вторник у них математика.

Удивительно, но вместо того, чтобы робко посоветовать родителям пройти с ребенком ПМПК, героическая женщина-педагог взялась за этот случай - приняла, так сказать, вызов. Как проходила работа? Педагог с девочкой часами "долбали и долбали" этот несчастный английский, повторяли самое простое десятки раз... и на каждое новое занятие девочка приходила как чистый лист. Больше того, когда репетир просила повторить простое слово, что учили в прошлый раз полчаса, девочка начинала рыдать, хвататься за голову и трястись всем телом.

Педагог попыталась объяснить происходящее тем, что дома девочка не выполняла домашнее задание. А не выполняла, потому что мама не требовала. А мама не требовала, потому что безответственная. Ну а то, что девочка пыталась убедить педагога, что она честно-честно учила слова, репетитор объяснила банальным враньём, которое тоже явилось следствие плохого воспитания. К тому же маму репетитор тоже не раз подлавливала на несоответствиях.

Все то же повторилось в комментариях. Народ заключил, что девочка врёт, манипулирует и даже абъюзит педагога. Народ заключил, что все дело в патологическом семейном сценарии, что семья явно токсичная.

Как будто это что-то объясняет!

Нет, я как педагог прекрасно знаю, каким разрушительным может быть дурное воспитание. Яблоко от яблоньки... От осинки не родятся апельсинки. Увы, слишком часто приходится в этом убеждаться. Часто, но ведь всё-таки не всегда. Порой сталкиваешься с совсем другими случаями. Очень простыми, даже очевидными, страшными в своей очевидности.

Ребенок может быть умственно отсталым. У ребенка могут быть неврологические нарушения. У ребенка может быть сочетание того и другого. И причиной обычно является физиология: отклонения развития в пренатальном периоде (эмбриопатия, фенилкетонурия, например), родовая травма, нейроинфекции в первые дни жизни.

По разным оценкам, распространенность умственной отсталость в мире - 1-3%. При этом людей с уровнем IQ меньше 70 (что тоже характеризуется, как явная интеллектуальная недостаточность) примерно 9%. Не много, но и не так уж и мало. От одного до девяти детей на сотню. При этом подавляющее большинство родителей всех этих детей уверены, что если плохое случается, то всегда с кем-то другим. И если умственная осталось выражена не в самой тяжёлой форме (а тяжёлые формы, в принципе, встречаются в разы реже лёгких), если болезнь не "написана на лице", то отрицать ее психологически вовсе не так уж трудно. Понятно теперь, чем может объяснятся поведение мамы девочки, с которой не посчастливилось встретиться репетитору? Понятно, что каким бы поведение мамы девочки ни было, едва ли именно оно является причиной неуспеваемости ребенка?

Нет, мама, безусловно, ведёт себя неправильно. Безусловно, вредит собственному ребенку, но не тем, что она в чем-то не признается репетитору и учителям, врет, манипулирует и тому же учит ребенка (почему считается, что научить врать легче, чем научить читать?). Мама виновата в том, что не признается прежде всего самой себе, что дочь было бы лучше отвести к специалистам ПМПК и устроить в коррекционную школу.

"Но ведь ребенок тоже манипулирует, - говорит обыватель. - Вот какие девчонка концерты закатывает: и рыдает, и бьется, только что в обморок не падает". Но разве правы те, кто говорят, что дети истерят, потому что им так проще? Истерика и манипуляции - это совсем не просто, это очень большая нагрузка для детского (да и для взрослого) организма. Ребенку с нормальным интеллектом проще выучить, что дважды два четыре, чем каждый раз изворачиваться и закатывать драматическое выступление. И правда в том, что если "долбать" что-то хотя бы час в неделю будет ребенок без ментальных нарушений, то у него все равно что-то да останется в голове, даже если он не будет потом всю неделю ничего повторять.

И что в итоге? Девочка сама себе помочь не может. Мама ей тоже не помощница. И, в общем, помочь этой семье не может и общество. Общество точно так же отрицает действительность, оно погрязло в умножении сущностей. В обществе слишком долго транслировалась идея, что все дети имеют одинаково прекрасный потенциал, что все умны, все талантливы, все добры и прочая, и прочая. Говорят, что нужно только раскрыть потенциал ребенка, подобрать к каждому правильный ключик. А если потенциал не раскрывается, то это либо педагоги не справляются, либо семья. "Все идёт из семьи" - как часто мы повторяем эту фразу? Да, из семьи идёт многое, но не все, а то, что идёт, совсем необязательно идёт по тем траекториям, которые видит обыватель.

Сегодня не норма - это все что угодно, но все какое-то непостижимое, неуловимое, скользкое, будто бы очень сложное. Вроде токсичности. Не норма больше не является чем-то "грубо"-медицинским (как будто в медицине все просто, как в табуретке). Но почему? Потому что медицина предлагает "простые" решения типа препаратов (от припадков девочке точно можно что-то подобрать) или продуктивного смирения (да, ребенок не выучит английский, но ещё не поздно с помощью специалистов научить его полезным бытовым навыкам). Но ведь медицина шла к этой "простоте" десятилетиями? А "сложность" противопоставляемой медицине модной идеи, что каждого ребенка можно научить чему угодно, на деле часто оборачивается каким-то пшиком. Или и вовсе трагедией.

Повторюсь, медицинский фактор не является ведущим в проблеме неуспеваемости детей. Но, разбираясь в каждой конкретной проблеме, этот фактор следует рассмотреть уже хотя бы для того, чтобы его исключить.