Только полный отморозок может прийти воевать с Россией в зимнее время. Сколько их было, захватчиков, несущих никому не нужные идеалы Запада для стран (как им кажется) третьего мира... и где они все сейчас? Если не упокоились в нашей земле, то убрались восвояси, благодаря своих богов за дарованную милость вырваться из капкана суровых скифских земель. Продолжение, начало читайте в статье Арктические войны Русского царства
Последние крымчаки
После присоединения Крыма к Российской Империи, его последние жители крымские татары, в бессильной злобе не оставляли попыток отбить потерянные территории. Также как и в наше время у Украины, у них не хватало сил для выполнения этой задачи и они (также как и сегодня) надеялись на помощь извне.
В самый разгар очередной русско-турецкой войны 1787-1791 гг, а именно зимой 1788-го, противоборствующие войска вынуждены были прекратить боевые действия. Наступившая зима поразила видавших виды ветеранов, своими суровыми морозами и высоким снежным покровом. Все Северное Причерноморье было завалено снегом и сковано морозами.
Русская армия тогда стояла на зимних квартирах в Молдавии, всю осень отбиваясь от беспокоящих налетов татар из Буджакской орды, но суровые погодные условия заставили замереть и 5-тысячное конное войско оставшегося без Крыма крымского хана Шахбаз Гирея. А чуть севернее его орды, стояла дивизия генерала Михаила Каменского, прославленного не меньше Александра Суворова, но ныне почти забытого.
Именно он предложил дерзкий план неожиданного налета на хана Гирея. Русское командование сочло затею бесперспективной и отказало ему в помощи, тогда Каменский двинулся сквозь снег и морозы только со своими полками. Из-за блокированных дорог, вся пехота и артиллерия отстала, к месту схватки пробились лишь немногочисленные драгуны и казаки. Лихая конная атака не задалась - кони вязли по брюхо в снегу.
"На поле сражения снег был до того глубок, что кавалерия и казаки должны были спешиться и дрались стоя с татарами, тоже сошедшими с коней…", - вспоминал участник той битвы, майор фон Раан. Огнестрельное оружие на этой экстремальной погоде отказывало и в ход, как встарь шли стрелы и сабли. В этой небывалой битве, русские части смогли обратить в бегство превосходящих по численности татар.
В итоге хан Гирей, потерявший в этом сражении сына (его тело потом Каменский вернул хану со словами сочувствия), потерял и волю к борьбе, а яростная снежная схватка стала последней битвой русских с регулярными войсками крымчаков.
По воде, аки посуху
Великое дело наследственность! Сын отличившегося генерала Каменского Николай, пошел по стопам отца и стал военным, сделав блестящую карьеру, но умер накануне вторжения Наполеона от неустановленной "лихорадки". Но все это было чуть позже, а пока Россия успешно вела очередную, одиннадцатую по счету войну со Швецией, заняв с боями всю Финляндию. Военные действия пришлось прекратить из-за морозов, не дававших возможности использовать флот.
Однако стратегическая оценка ситуации не оставляла поводов для ликования. Было ясно, что получившая передышку Швеция восстановит силы и с наступлением нового судоходного сезона, высадит десанты на финском побережье, полностью контролировать которое, из-за сложного рельефа было решительно невозможно. К тому же, то была зима 1808 года и в Европе уже вовсю гремели триумфальные марши Наполеона.
Видно это судьба России - перед очередной Великой войной, разбираться с угрозой с финского направления. Военные умы тосковали в поисках решения невозможной задачи, когда Николай Каменский предложил гениальную, но крайне рискованную идею - атаковать шведов с моря пехотой и кавалерией. Дело в том, что Ботанический залив ненадолго покрывается ненадежной коркой льда.
"Батальоны не фрегаты, чтобы ходить по заливам", - только так и смог отреагировать на смелую задумку генерал Фридрих Вильгельм фон Буксгевден, командующий русской армии в Финляндии. Дело вдобавок осложнялось тем, что сам Каменский уже был болен и не мог возглавить поход, а остальные генералы вполне справедливо колебались, дело-то неслыханное: по воде, аки посуху идти воевать!
Спасло решительное вмешательство Александра I, отправившего в Ставку военного министра Аракчеева, не знавшего отказов и не выполнимых задач. В итоге, поход поручили двум будущим героям Багратиону и Барклаю Де Толли, тогда еще рядовым генералам русской армии.
Тот же самый Аракчеев, проделал и всю гигантскую организационную работу: солдаты получили полушубки, валенки, меховые безрукавки под шинели, шматы сала и по фляге водки. Перековали лошадей новыми специальными подковами, сделали насечки на колесах орудий и погрузили их на салазки. Дело оставалось за малым...
Ледяной марш
Наконец, 8 марта 1809-го года русские войска вышли на морской лед. Колонне предстояло пройти 90 верст по сложному рельефу местности, хаотичному нагромождению торосов и ледяных глыб, которые порой нельзя было обойти и на них приходилось либо карабкаться, затаскивая припасы и пушки, либо начисто срубать.
Адские условия дополнялись снежной бурей, грозившей перейти в ураган. Ночевали на льду без костров - такого перехода военная история не знала ни до, ни после этого похода! А последние километры перед шведским берегом, пришлось преодолевать по снежной целине высотой выше пояса. Можно себе представить ужас шведов, который они испытали от атаки появившихся из ниоткуда русских богатырей...
Больше Швеция с Россией не воевала. А Барклай Де Толли писал в своем донесении императору: "...понесенные в сем переходе труды единственно русскому преодолеть только можно…". Он совершенно прав, некоторые решения просто не могут придти в голову западным военачальникам.
Им, воспитанным на сражениях "по правилам", всегда нужно создавать комфортные условия для войны, а в широтах низких температур, такого почти никогда не бывает. Поэтому, то памперсы у них замерзнут, то бензин в баках танков стынет, все им не то и все у них не так, а тут еще русские снова придумают и сделают то, что никто и никогда повторить не сможет - ну не воюют так нигде в мире! А у нас это традиция, которой мы гордимся.
©
Оригинал и полный текст статьи, читайте на сайте Великая Евразия.
Рекомендую к прочтению мою первую книгу "Вера наших предков. Неизвестные страницы". Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга "печать по заказу".